Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 «Эфиопский» день рождения

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
На страницу : 1, 2, 3  Следующий
АвторСообщение
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: «Эфиопский» день рождения   19.03.10 6:43

«Эфиопский» день рожденияhttp://www.redstar.ru/2001/02/06_02/a_p26.html



Подполковник Александр ЮРАСОВ.
Владивосток.




Добрый день, уважаемая редакция! Удивительно, но факт - «Красная звезда» не только «помнит», что было 1 октября 1950 г., но и дарит яркие воспоминания о днях спецкомандировки в Социалистическую Эфиопию. И опять все символично - 1 октября 2000 г. Михаил Фалалеев и Константин Петров заставляют поверить в Отечество, а не начальство! Извиняюсь, что не являюсь постоянным читателем вашей многоуважаемой газеты: вина же в том - нет получки за прошедший месяц, не куплены учебники сыну-пятикласснику, нет возможности слетать, как было раньше, на могилу родителей. Случайно курсант Бузей, услышав мой рассказ о горевших самолетах и вертолетах в Асмаре, принес на кафедру ТОВВМИ из ротной подшивки «Красную звезду» от 27 сентября 2000 года. Прочитав от «корки до корки» многополосную газету, снова вспомнил о давно пережитом.

...1979 год. Мы, по легенде МИДа, очередная группа «советских волейболистов», а на самом деле молодые офицеры-авиатехники ВВС Тихоокеанского флота, одетые в одинаковые штаны 50 размера и галстуки, болтающиеся на тонких шеях, оказались в жаркой Африке. В Асмаре. Ночные обстрелы аэродрома сепаратистами были частыми, но на улицах днем нас окружали улыбающиеся люди, строившие социализм и гордо носившие новый герб Эфиопии и портреты их лидера - Менгисту Хайле Мариама. Простые люди верили в нас и в нашу помощь. И, честно говоря, в то время сердце переполнялось восхищением и особой гордостью за нашу Родину.
Новый, 1980 год принес беду - при перелете через Карачи потерпел катастрофу Ан-12 с моим однокашником на борту Мансуровым. ...После очередного обстрела в 1982 г. наша авиагруппа под командованием подполковника Грищенко возвела вокруг объекта «колючие» заборы, что вызвало непонимание со стороны эфиопских коллег и даже советских гражданских специалистов. После подрыва на мине главного военного советника Демина с переводчиком Юрием Ермаковым мы по ночам стали охранять аэродром. «Садыки» - товарищи из эфиопской гвардии совсем отказывались нас понимать. Прилет к нам главкома ВМФ С. Горшкова вселил уверенность, что Асмара и о. Дахлак арендованы на 25 лет. Это позволило увереннее выполнять боевые задачи. Первые ордена и медали получили дальневосточники - командиры экипажей противолодочных самолетов Ил-38 - гордость нашего Николаевского полка: Шимановский, Сукоркин, Чекуров, Минаев... К маю 1984 г. мы так «достали» американскую разведку, что, прибегнув к помощи «зеленых беретов» из Саудовской Аравии, они совершили диверсию - практически с 20 метров расстреляли и сожгли наши самолеты, перекрашенные под «аэрофлот». В пепел за 20 минут превратились и вертолеты Ми-8 - «палочки-выручалочки» армейских командиров. День 25 мая с тех пор стал для нас поистине вторым днем рождения. Каждый год мы поднимаем в этот день тост за погибших сослуживцев в Эфиопии, Йемене, Пакистане...
Уважаемые члены Координационного совета, пополните свой список еще малоизвестными именами воинов-интернационалистов: подполковников А. Кабанца, В. Гусева, А. Юрасова, майоров В. Борисова, Ю. Иванова, капитанов В. Ерохи, В. Кузнецова, Осипова, прапорщиков А. Качесова, В. Скобелева. Можно вспоминать фамилии и дальше. Молодежь, которая, к сожалению, не знает о них, должна хотя бы помнить их имена...



[AD]
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.03.10 6:46

Юр:

ВВВ:
http://www.forumavia.ru/forum/9/9/741426949380773110601139996899_62.shtmlВасильич, вот и я о том же. 
В 1985 сожгли 2 ИЛ-38, повредили АН-12 и три МИ-8 из которых два сгорели полностью, а один мы раскатали потом танками на свалке, т.к. не смогли вытащить застрявшую в 6-м шпангоуте гранату от РГД.

Из всех (четырех) вертолетов удалось спасти, вытащив на АПА ночью в аэропорт, только один борт (заводской 33601) бортовой 22706.
Статья в КЗ, о которой иднт речь, действительно смесь всего происшедшего в Асмэре в период нашего «оказания помощи».

Да, ещё одну восьмерку перевезли в Союз после попадания в правый борт. осколков от града (57 пробоин), но это позже, примерно через год.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.03.10 6:50

Юр:
Про ваши годы-есть что вспомнить!..
А у нас был курорт!..Возили гостей с Дахлака,медработников на Нокру(покупаться),и даже после полетов по фронтам обходилось без пробоин.. Хотя..в небе всегда искали спасительные облака. И,уже тогда,стали подкладывать записки в стоящий перед домом уазик ночью..Чтобы мы не увлекались помощью существующему режиму..во имя нашей дружбы

08/03/2009 [09:47:27]




С.Щ.:

Самая опасная обстановка в авиагруппе была с 17-18.05.1989г.Был военный переворот,и те кто улыбался и говорил нам о дружбе и взаимной помощи, наставили на нас автоматы,закрыли вертолеты ,выставили охрану около здания авиагруппы,и сказали что если подойдете к вертолетам близко, всех расстреляем по одиночке!И неизвестно чем бы все закончилось,если бы не два Эфиопа лейтенанта из десантуры, выпускники Рязанского училища ВДВ.Они остались верны своему Правительству и со своими бойцами,окружили глав.штаб в Асмаре и авиабазу на аэродроме.Уничтожили сразу весь высший руководящий состав .В районе авиагруппы была такая стрельба из пулеметов и автоматов , что мы все лежали в комнатах на полу и не поднимались.

09/03/2009 [06:42:25]
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.03.10 6:54

Юр:

ВВВ:
Васильич, самое интересное в том, как раскрывается человек во время прямой угрозы собственной жизни! Одно дело когда в мирное время все «отличники» по прямой протекцией замполитов, особистов и иных командиров получают всевозможные преференции для карьерного роста именую себя высокопрофессиональными военными.
Другое дело, когда те же «отличники» при небольшом ночном обстреле гарнизона, утром находят у себя диагноз несопоставимый с нахождением данного лица в заграничной командировке. Иные просто прячутся за спины других, а когда обстановка стабилизируется выставляют себя перед командиром (находящимся во время обстрела вместе с особистом в бомбоубежище) как основные, на которых и держится боеготовая единица подразделения, якобы только они организовали эвакуацию людей и технику в безопасную зону. Хотя на самом деле все было совсем не так. В первых рядах были те, которые совсем не всегда пользовались благосклонностью начальства. Не зависимо от того летчик он или техник, офицер или прапорщик.


10/03/2009 [08:33:47]




Юр:

Т.е. человек, все его хорошие и наоборот - качества в таких ситуациях раскрывается полностью.

10/03/2009 [08:36:29]




VladimirVasilievich:

Юр:
Подтверждаю! Проверено там же!
..Как пример..Украли двух наших врачей..Они до этого одно время жили у нас и мы их хорошо знали..Муж и жена. Возили их по деревням-показывали свою силу.Требовали что-то..грозили убить в случае,если требования не будут удовлетворены.
Мы по ходу придумали операцию по их спасению и,пока Даст добро Москва-начали готовиться(Москва,кстати,не только не утвердила,но и категорически запретила) Собрал людей,обьяснил ситуацию..Дал время подумать-к участию привлекались только добровольцы..
Через тридцать минут на стол начали ложиться рапорта с просьбой включить в состав группы.
...Не было рапортов только от партийных активистов и "правильных"..Я их помню пофамильно..Бог их простит! Причины?..Обьясняли по-разному!..

10/03/2009 [10:47:19]




Шило:

А без рапортов никак нельзя было? просто скомандовать добровольци шаг вперед.
Заложников освободили или послушались Московию?

10/03/2009 [11:46:23]




VladimirVasilievich:

Шило:
Сложно все!..Я начал подозревать,что Вы,братец-цивильный человек!В армии-все трахают друг друга по инстанции,а не по желанию!..
А врачей освободили!..Позже и другими путями..Их выкрали ,теперь уже у сепаратистов.Среди последних - было много тех,кто в свое время учился в Союзе..Они помнили наших добром..

10/03/2009 [12:13:01]




Шило:

Без обид не по злобе я.
в свое время по примеру активистов и правильных лезть в начальники и академии становиться
командирами полков, дивизий в генеральный штаб тащить за собой своих(свои-это профи в
любой области деятельности)а не тех своих кто.. может и армию сохранили-бы.
Они нас стравливают,кинув кость в виде приказа МО №400.
Как выбирают кому прибавку к жалованию дать? уже проходили.
Нашлись однако правильные командиры которые эту подачку делят на всех и это не уравниловка
Командир расширяет список достойных,расписывается один.Побольше бы командиров умеющих принимать самостоятельно правильные решения.

10/03/2009 [13:57:04]
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.03.10 18:00

Если уж сделали такую темку,то поговорим...

Прилетел очередной самолет из Приморья..Толпа собралась в курилке,обсуждают-кто,что получил в письмах,посылках.. А курилка-прямо у моего окна..Написалось,как говорится,влет..

Вот самолет коснулся плавно
Широкой взлетной полосы
Событьем став для многих главным
На миг,на долгие часы..
На миг-для тех,пред кем пилоты
Смущенно руки разведут,
Пошутят скромно про чернила,
Газету русскую дадут..
Счастливчикам-другое дело..
С улыбкою вручат конверт
С которого уже стучится
С далекой Родины привет!..
Заброшена к чертям работа
В курилке собран полный штат
И каждый,как конферансье умелый,
Поведать новости спешат..
Что домыслы в Приморском крае
Который день не сходят с уст,
Что,где-то в середине мая
Всю группу возвратят в Союз
Что там мужья переболели,
Да тем,что стыдно и сказать
Что не хотел товарищ Клюсов
Посылки женам отдавать
Что в Новонежинских подвалах
Как будто-бы давно живут
Кузьмин с Серегой Воронцовым
Живут-а к женам не идут
Что тут товарищ Лизунов
Решив насытить глотку
Похитил с водкой дипломат
Или у дипломата водку..
Что семьи в эту Асмару
Ввозить и смысла нету,
Они там все переживут
За звонкую монету..

Все новости пересказав,
Толпа дружно решает..
Как хорошо,что самолет
Так редко к нам летает!
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   18.07.10 18:27

VikVas пишет:
Юр:

ВВВ:
http://www.forumavia.ru/forum/9/9/741426949380773110601139996899_62.shtmlВасильич, вот и я о том же. 
В 1985 сожгли 2 ИЛ-38, повредили АН-12 и три МИ-8 из которых два сгорели полностью, а один мы раскатали потом танками на свалке, т.к. не смогли вытащить застрявшую в 6-м шпангоуте гранату от РГД.

Из всех (четырех) вертолетов удалось спасти, вытащив на АПА ночью в аэропорт, только один борт (заводской 33601) бортовой 22706.
Статья в КЗ, о которой иднт речь, действительно смесь всего происшедшего в Асмэре в период нашего «оказания помощи».

Да, ещё одну восьмерку перевезли в Союз после попадания в правый борт. осколков от града (57 пробоин), но это позже, примерно через год.
Уважаемые друзья и коллеги. Ознакомившись с вашими воспоминаниями я решил не оставаться сторонним наблюдателем. Уже несколько лет у меня лежит написанный материал по "эфиопской" и другой "заграничной" тематике. Считаю, что он должен увидеть свет, пусть не печатного издания, так на стрничках этого форума. Я сам не был участником данных событий, но писал материал по воспоминаниям их непосредственных участников. От них же мне достались и фотоматериалы, которые, надеюсь будут интересны многим. С уважением, Павел.

П. Левшов (из неопубликованного)


До последнего времени описание этих событий было практически невозможно найти в открытой прессе. Но, к счастью, живы люди, участвовавшие в них. Все, что автору удалось собрать по крупицам, не претендует на истину в последней инстанции, и не лишено неточностей. Хотелось бы, чтобы сами очевидцы и участники высказались на страницах данного форума, дополнили и поправили автора.


Наши морские авиаторы за границей.


История освоения морскими летчиками зарубежных аэродромов уже ушла в прошлое и могла бы занять целую книгу. Она растянулась на два с лишним десятилетия и начиналась с «триумфального шествия коммунизма по планете», а завершилась без помпы и фанфар, стыдливым уходом «не хлопая дверями». 


В послужном списке Морской Авиации всех четырех флотов освоение с середине 60-х годов аэродромов Египта, в начале 70-х - аэродромов Сомали, Эфиопии, с середины 70-х – Кубы, Анголы, Гвинеи, Мозамбика, Йемена, Сирии,
Ливии и  Вьетнама.



Автор в своей статье не ставит цель описать все эти события, а только напомнить читателям основные вехи зарубежной деятельности морских авиаторов ВВС ТОФ, и рассказать об одном из наиболее драматических эпизодов тех давних событий, когда мы понесли, пожалуй, единственные боевые потери авиационной техники, от прямого огневого воздействия противника.

          В середине 70-х годов прошлого столетия ВМФ СССР прочно вышел на океанские просторы и обозначил себя грозным соперником американским ВМС в таких традиционных для них районах, как Индийский океан, Южно-Китайское море. В соответствии с  военно-морской доктриной СССР, наш флот должен был осуществлять присутствие в передовых зонах, в готовности к применению оружия против возможного агрессора. Именно в это время формируются из боевого состава Черноморского и Тихоокеанского флотов 5-я,  8-я и 17-я Оперативные эскадры, базирующиеся в Средиземном море, Индийском океане, а так же в Южно- Китайском море соответственно. Для их функционирования, по согласованию с Правительствами Сирии, Эфиопии и Вьетнама создаются пункты материально-технического обеспечения в порту Тартус (Сирия), на архипелаге Дахлак в Красном море (Эфиопия) и в бухте Камрань (Вьетнам).      Так как решение стратегических задач невозможно в полном объеме только кораблями и подводными лодками без привлечения Морской Авиации, руководством советского ВМФ было принято решение о формировании в составе этих Оперативных Эскадр авиационных групп от ВВС всех четырех флотов. На них было возложено решение таких задач, как воздушная разведка и целеуказание, противолодочное обеспечение кораблей и подводных лодок, транспортные перевозки личного состава и доставка грузов по воздуху. Зонами ответственности ВВС флотов были: Северного и Черноморского – Атлантика и Средиземноморье, Балтийского и Тихоокеанского – Индийский и Тихий океаны. Основная тяжесть решения поставленных задач в Индийском океане легла на плечи авиаторов-тихоокеанцев. 

          «Хождение за три моря» для морских авиаторов ВВС ТОФ началось в уже далеком 1971 году, когда экипажи 304 гв. одрап выполнили первые вылеты в Индийский океан парой самолетов Ту-95рц с аэродрома Хороль пролетом через Ташкент и территорию Ирана. Спустя некоторое время такие  вылеты в Индийский океан становятся одной из приоритетных задач полка. Так, в 1974г. было выполнено уже 4 самолетовылета. Однако эти эпизодические вылеты не могли быть эффективными. Нужно было искать новые формы применения разведывательной авиации в данном регионе. И они были найдены. По межправительственному соглашению между СССР и Сомалийской Демократической Республикой на аэродромах этой страны Дафет и Харгейса было определено базирование авиационной группы от ВВС ВМФ СССР. Основными задачами авиагруппы было слежение за авианосными многоцелевыми группами (АМГ) ВМС США, развертывающимися из Средиземного моря в Индийский океан и поиск многоцелевых подводных лодок вероятного противника, осуществляющих слежение за советскими боевыми кораблями 8-й оперативной эскадры.

          В 1976 году экипажи 77 оплап и 304 гв. одрап Авиации ТОФ начали осваивать сомалийские аэродромы. Экипажи 304 гв. одрап продолжали выполнение воздушной разведки в Индийском океане. Впервые в истории Авиации ВМФ экипажи подполковника Гречко и майора Куликова выполнили воздушную разведку прежде недоступной для нас Военно-морской и авиационной базы США Диего-Гарсия.
          С января  по июнь 1977г. летный состав 77 оплап ВВС ТОФ на самолетах Ил-38 осваивал аэродромы Харгейса и Дафет в Сомали. Экипажи майоров Козырко, Давыденко, Комарова, капитанов Отрадного и Худякова за это время выполнили 36 самолетовылетов на воздушную разведку и поиск подводных лодок в Аравийское море, и центральную часть Индийского океана. Параллельно с Эфиопией с 28.11.1977г. экипажами 77 оплап майоров Худякова и Комарова было начато освоение  аэродромов Аден и Эль-Анад в Народной Демократической Республике Йемен. Экипажи 304 гв. одрап в это время продолжали выполнение вылетов на воздушную разведку в северную часть Индийского океана с Аэр. Ташкент через территорию Ирана. 
После спешного ухода в начале 1979г. советских войск из Сомали, в связи с разрывом дипломатических отношений между двумя странами, некоторое время вылеты в Индийский океан продолжили выполнять  только авиаторы 304 гв. одрап на самолетах Ту-95рц с аэродрома Ташкент через территорию Ирана. Среди них были экипажи майоров Фадеева и Куликова. Однако вскоре потеря сомалийских аэродромов была скомпенсирована интенсивным использованием йеменских аэродромов. Так с апреля по июнь 1979г. в Индийский океан на боевую службу экипажами 77 оплап Авиации ТОФ было выполнено  4 самолетовылета с аэродрома Аден.

Из воспоминаний бывшего начальника оперативного отдела штаба ВВС и ПВО ТОФ полковника А. А. Бутырских:


«Моя первая командировка в Йемен состоялась в декабре 1980г. Я только пришел в 77 оплап ВВС ТОФ из Оренбургского ВВАУЛ, и был назначен помощником командира корабля в экипаж командира отряда майора Мартий. Раньше в заграничную командировку отправляли летчиков, прослуживших не менее двух лет в полку. А тут впервые отправили такого молодого лейтенанта, каким был я тогда.


Перелет в Южный Йемен на аэродром Аден отряда Ил-38 в составе экипажей майора Мартий и майора Овчаренко проходил через Ташкент. Все летели в гражданской одежде, но с личным оружием. Из Ташкента по международным трассам полетели прямо на Аден. Где-то в районе траверза о. Масира разошлись с парой «Илов»
нашего же полка, возвращавшихся домой. По условиям договора между СССР и НДРЙ на аэродроме Аден не могло быть одновременно больше 2-х самолетов Ил-38. Поэтому смена экипажей всегда происходила в воздухе над нейтральными водами. 



После длительного перелета без происшествий приземлились на аэродроме Аден. Там кроме нас размещалась советская авиационная комендатура, укомплектованная наземным личным составом из ВВС Балтийского флота. Из нашей авиационной техники на Адене базировался транспортный самолет  Ан-12, а так же изредка залетал флотский Ту-154. Общее руководство Авиагруппой было возложено на советского военного советника на аэродроме Аден. Сам аэродром представлял собой международный аэропорт столицы страны. В военном секторе кроме нас на нем базировались несколько йеменских истребителей-бомбардировщиков Су-22. Военным (им и нам) были отведены дальние стоянки – подальше от посторонних глаз.


После прибытия и размещения наш отряд приступил к повседневной летной работе. По распоряжениям ГШ ВМФ примерно два раза в неделю мы выполняли вылеты в Аденский залив, Аравийское море и Индийский океан на поиск иностранных подводных лодок и воздушную разведку. 

Срок командировки строго ограничивался двумя месяцами (кто станет оплачивать валютой лишние сутки нахождения за границей?).  В конце января 1981г. мы вернулись на Родину.


Уже в конце 1981г. состоялась моя вторая командировка за границу. Но теперь мы один месяц дежурили на аэродроме Аден, а один месяц на аэродроме Асмара в Эфиопии. На период нашего отсутствия, на Аден прилетела пара Ил-38 из состава 145 оплаэ ВВС БФ - чтобы не простаивали стоянки – за них уже заплачено валютой. По окончании дежурства на Асмаре наша пара вернулась на Аден, и через сутки мы перелетели домой.


Такая подмена экипажами балтийцев продолжалась до мая 1985г, когда нам пришлось уйти с эфиопского аэродрома Асмара. Но, и  на Аравийском полуострове обстановка была тоже весьма напряженная – шла война между Северным и Южным Йеменом, и аэродром Аден периодически подвергался налетам авиации противника (северян). В связи с этим из Адена нам пришлось перебазироваться на аэродром Эль-Анад, располагавшийся километров на 40 севернее (таким образом, южнойеменская сторона постаралась обезопасить международный аэропорт от возможных налетов).


За период с 1980 по 1988г. мне пришлось не менее восьми раз отправляться в заграничные командировки. А, вообще, экипажи 77 оплап продолжали летать в Индийский океан вплоть до 1992г.»


          В условиях резкого обострения обстановки в Юго-Восточной Азии (агрессия Китая против Вьетнама в 1978-79гг.) экипажи 304 гв. одрап подполковника Каньшина, майоров Притуляка, Федькина, Куликова, Куропаткина, Кадырменова и капитана Томилова выполняли на самолетах Ту-95рц вылеты через Корейский пролив в Южно-Китайское море на воздушную разведку в этот взрывоопасный район.  Всего с 18 февраля по 12 марта 1979г. было выполнено 12 таких самолетовылетов.


          Но столь дальние полеты были связаны с определенными трудностями. В первую очередь к ним можно было отнести сложность пролета через узкий коридор Восточного Корейского пролива. Для обеспечения заданной точности самолетовождения приходилось выставлять по оси пролива советские боевые и вспомогательные корабли и суда, чьи работающие радиотехнические средства служили приводными радиомаяками для самолетов.  Другой вариант полета -
вокруг Японии существенно удлинял подлетное время и соответственно сокращалось время работы в районе разведки. Попытки договориться с Правительством КНДР о пролете тяжелых разведчиков через территорию Северной Кореи не принесли на первых порах успеха.



В этой ситуации выход был найден. По взаимной договоренности между советским и вьетнамским руководством для временного базирования самолетов Авиации ТОФ выделялась бывшая авиабаза ВВС США в Южном Вьетнаме - Дананг. В апреле - сентябре 1979г. экипажами 304 гв. одрап было начато освоение этого аэродрома и выполнение с него вылетов на боевую службу в Южно - Китайское море (всего за этот период было выполнено 28 самолетовылетов). Самолеты 304 гв. одрап перелетали во Вьетнам парами  и в течение нескольких месяцев базировались на аэродроме Дананг, подобно своим коллегам из 77 оплап в Эфиопии и Йемене. Для их обслуживания транспортными самолетами 593 отап ВВС ТОФ был доставлен техсостав и необходимые средства. Следует отметить, что в первой половине 80-х годов самолеты-транспортники тихоокеанской авиации неоднократно привлекались для выполнения весьма специфических задач в Юго-Восточной Азии: от переброски гуманитарных грузов до доставки оружия повстанцам в районы, охваченные
«народно-освободительной борьбой» в Лаосе, Камбодже и других районах.



          С января по апрель 1980г. 8 экипажей 304 гв. одрап посменно с Аэр. Дананг продолжали освоение нового района разведки в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. С апреля того же года началось освоение еще одного южновьетнамского аэродрома - Камрань. На него первоначально был перебазирован из Дананга отряд (4 Ту-95рц) 304 гв. одрап.


          Одновременно в течение всего 1980г. года экипажи 77 оплап продолжали выполнение вылетов на боевую службу в Индийский океан с Аэр. Асмара (Эфиопия).


          Всего на боевую службу за 1981г. было выполнено силами разведывательной авиации 74 с/в в Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря.  Частями ПЛА за этот год было выполнено 104 с/в  Ил-38 в Индийский океан и 54 с/в Ту-142 в Южно - Китайское море.


          С января по декабрь 1982г. экипажи 304 гв. одрап продолжали выполнять вылеты на боевую службу в Южно - Китайское, Восточно-Китайское и Филиппинское моря с Аэр. Камрань (СРВ).           В течение всего года экипажи 77 оплап несли боевое дежурство на Аэр. Аден (НДРЙ) и Асмара (Эфиопия), выполнив с них 62 с/в в районы Красного, Аравийского морей, Центральную часть Индийского океана.


          В 1983г. в боевой состав ВВС ТОФ был введен вновь сформированный 169 гв. смешанный авиационный полк в составе 25 мрад с дислокацией на Аэр. Камрань (СРВ). В составе этого полка 1-я АЭ была вооружена  экипажами  и 10 самолетами Ту-16к-10-26, 2 Ту-16зщ и 4 Ту-16спс, отобранными из ракетоносных полков ВВС ТОФ.  Вторая эскадрилья полка была вооружена 4 самолетами Ту-95рц и  4 Ту-142м, переданными из 304 гв. одрап и 310 оплап соответственно. Формирование нового полка, и особенно размещение его во Вьетнаме серьезно нарушило военно-политический баланс в регионе и вызвало весьма нервную реакцию со стороны США и Китая. 


Всего за 1983г. с зарубежных аэродромов на воздушную разведку по плану боевой службы частями ВВС ТОФ было выполнено 156 самолетовылетов.


Наличие морской ракетоносной авиации СССР вблизи основных путей транспортных коммуникаций в Южно-Китайском море заставило американское правительство направить в данный район дополнительные авианосные и десантные силы ВМС США. Это обстоятельство вынудило сформировать к концу 1984г. в составе 169 гв. сап 3-ю авиационную эскадрилью, вооруженную истребителями МиГ-23млд. Их задачей стала ПВО ВМБ и аэродрома Камрань, прикрытие самолетов МРА и РзА на радиус действия истребителей, а так же прикрытие кораблей и судов 17-й ОпЭск развертывающихся в базу.


          Не всегда наше присутствие за границей обходилось без потерь:


- 13.02.1985г. ВВС ТОФ, базирующиеся на иностранных аэродромах понесли невосполнимую утрату - потерпел катастрофу самолет Ту-95рц 169 сап 25 мрад, пилотируемый заместителем командира эскадрильи майором Кривенко С.Д. Экипаж самолета (9 человек) в качестве ведущего пары выполнял вылет на воздушную разведку в Южно-Китайское
море с Аэр. Камрань. Полет проходил в СМУ. Через 6 ч 33 мин после взлета предположительно из-за неисправности авиационной техники самолет на глазах ведомого упал в море. Истинную причину катастрофы до сих пор установить не
удалось.



- 09.05.1985г. в результате нападения эритрейских сепаратистов на Аэр. Асмара (Эфиопия) были уничтожены 2 самолета Ил-38 77 оплап и 2 Ми-8. Еще один Ми-8 и Ан-12 получили повреждения. С 15.05.1985 г. авиационная группа (экипажи Ил-38 из состава 77 оплап) ВВС ТОФ покинула Эфиопию, перебазировавшись на Аэр. Эль-Анад и Аден (НДРЙ). Однако вертолетчики 710 окплвп ВВС ТОФ продолжали обеспечивать 733 ПМТО 8-й ОпЭск, базируясь на арх. Дахлак в Красном море.


          В 1985г. на боевую службу с зарубежных аэродромов было выполнено 123 с/в в Южно-Китайское, Восточно-Китайское и Филиппинское моря экипажами 169 гв. сап с Аэр. Камрань, и 42 с/в в  Индийский океан
экипажами 77 оплап с Аэр. Эль-Анад и  Аден. 



          В 1986г. с зарубежных аэродромов на боевую службу было выполнено - 169 с/в в Южно-Китайское, Восточно-Китайское и Филиппинское моря экипажами 169 сап с Аэр. Камрань, и  82 с/в в Индийский океан экипажами 77 оплап с Аэр. Эль-Анад, Аден.


          В 1987г. на боевую службу было выполнено с зарубежных аэродромов - 157 с/в в Южно - Китайское и Филиппинское моря экипажами 169 сап с Аэр. Камрань, 76 с/в в Индийский океан экипажами 77 оплап с Аэр. Эль-Анад.


          В декабре 1989г. в связи с оргштатными мероприятиями, проводимыми в рамках сокращения Вооруженных Сил 169 гв. осап был переформирован в 362 гв. отдельную смешанную авиационную эскадрилью с базированием на Аэр. Камрань. Самолеты Ту-95рц и Ту-142м вошли в ее состав, а Ту-16 и МиГ-23 отправились к местам постоянной дислокации (за исключением самолетов Ту-16, которые не подлежали перебазированию и были брошены на месте).


          В 1990г. в связи с общим ухудшением экономической обстановки в стране и сложностями материально-технического снабжения за рубежом руководством ВМФ СССР было принято решение о прекращении дежурства самолетов Авиации ВМФ на аэродромах Аден и Эль-Анад (НДРЙ). Экипажи 77 оплап (2 Ил-38) перелетели к пункту постоянной дислокации на Аэр. Николаевка. За год на боевую службу по плану воздушной разведки было выполнено с Аэр. Камрань - 162 с/в  Ту-95рц 362 гв. осаэ в Южно-Китайское и Филиппинское моря.


          В 1992г. на воздушную разведку по плану боевой службы было выполнено с Аэр. Камрань экипажами 362  осаэ - 7 с/в в Южно-Китайское и Филиппинское моря;


          В 1993г. в зоне Индийского океана и Персидского залива в декабре вели воздушную разведку экипажи вертолетов Ка-27пл,пс 710 окплвп с БПК «Адмирал Виноградов», решающего задачи боевой службы в данном районе. Этот год стал завершающим в более чем 20-ти летнем «хождении за три моря» авиаторов ВВС ТОФ. До начала 2000г. Тихоокеанский флот фактически занимался зализыванием ран нанесенных так называемой «перестройкой и реформированием Вооруженных сил» сначала СССР, а затем Российской Федерации.


 

Визит «Герильяс[1]» (1985г.)


Освоение эфиопского аэродрома Асмара[2] для авиаторов ВВС ТОФ началось в 1979г. после вынужденного спешного ухода из Сомали.  Тогда отношения между двумя странами резко обострились из-за политической и военной поддержки Советским Союзом Эфиопии в войне на Африканском Роге. 


Вечер 9 мая 1985 года. Уже отгромыхали залпы Победного салюта в столице нашей Родины – Москве и «все прогрессивное человечество» начало погружаться в сладкий праздничный сон. На аэродром Асмара опустилась черная тропическая ночь. 


Из воспоминаний бывшего заместителя начальника отдела боевой подготовки ВВС ТОФ полковника В. С. Лащевского (в описываемое время - капитана, командира вертолетного звена):


«В 22.00 по местному времени дежурный по авиагруппе ВВС ТОФ со словами «Достало здесь все!» сделал попытку принять горизонтальное положение на койке в казарме, в которой проживали экипажи авиагруппы ВВС ТОФ. Не успела голова коснуться подушки, как створки окна казармы резко распахнулись от взрывной волны, а вслед за этим раздался грохот. Взрывалось что-то в районе стоянки дежурного звена самолетов МиГ-27 эфиопских ВВС и их склада первого боекомплекта. Все, кто находились в помещении, бросились на пол, расхватав
личное оружие и на всякий случай отодвинувшись от окон. Командир авиационной комендатуры подполковник А. С. Ключник крикнул переводчику И. Бетарову, чтобы тот немедленно связался по телефону с эфиопским командиром авиационной базы для уяснения обстановки и принятия мер по охране и обороне стоянки авиагруппы…»



Следует отметить, что советский персонал на аэродроме Асмара жил и работал отнюдь не в мирных условиях. В стране уже который год шла гражданская война. Провинция Эритрея была похожа на пороховую бочку. На востоке Эфиопии повстанцы «Фронта за освобождение Эритреи» боролись за свою независимость против центрального правительства полковника Менгисту Хайле Мариам. На севере страны шли бои с просудански настроенными сепаратистами, а на юге шла война с Сомали за принадлежность провинции Огаден. И хотя, советским авиаторам до сих пор не пришлось еще испытать на себе боевого соприкосновения с противником, были предприняты определенные меры по защите личного состава и техники. После очередного обстрела аэродрома в 1982г. личный состав авиагруппы под командованием подполковника В. П. Грищенко возвел заборы из колючей проволоки вокруг своих стоянок и объектов. Весь офицерский состав был вооружен личным оружием – пистолетами ПМ, кроме того, имелись автоматы АКМ. В районе стоянок летательных аппаратов вырыли щели для личного состава, была организована служба дежурных по охране стоянок авиационной и автомобильной техники. 


Ранее аэродром Асмара уже подвергался ракетному обстрелу эритрейскими сепаратистами, но тогда советская зона не пострадала. На верблюдах повстанцы подвозили к аэродрому импровизированные ракетные установки, сделанные из блоков НУРС и под покровом ночи производили обстрел. Эти обстрелы оказывали в основном психологическое давление, так как точность стрельбы из этих установок оставляла желать лучшего. Надо сказать, что охрана аэродрома, возложенная на эфиопского командира авиабазы, как и во время боевых действий в Афганистане, оставляла мало надежды у советских военных на правительственные войска, и приходилось больше полагаться
не собственные силы.



Из воспоминаний  Лащевского В. С. 


«… Переводчик,  ни под каким предлогом не хотел вставать с пола и идти к телефону, тогда мне пришлось стать с автоматом у окна, делая вид, что занял оборону. Только после этого удалось связаться с эфиопским командованием. Большой ясности общение не внесло, но и так было понятно, что аэродром подвергся огневому набегу сепаратистов.


Слышалась хаотичная стрельба и отдельные взрывы, которые постепенно приближались к стоянкам советских самолетов и вертолетов. Обычно, на аэродроме постоянно базировались 2 Ил-38 77 оплап, 2 Ми-8 710 окплвп и 1 Ан-12 593 отап ВВС ТОФ. Но в этот вечер наших летательных аппаратов было больше. Кроме обычного комплекта авиатехники еще 2 вертолета Ми-8 стояли на стоянке наших Илов, готовясь к отправке в Союз. Они ждали перегонки по воздуху в Массауа и погрузки на советский транспорт в частично разобранном виде.


Вскоре взрывы раздались на стоянке Илов. В темноте было видно, как по нашим летательным аппаратам запускались гранаты из РПГ. Они проникали внутрь самолетов и вертолетов и те на мгновение, как бы вспухали от внутренних взрывов, а наружу вылетали стекла кабин и иллюминаторы.


Покончив с Ил-38 и Ми-8 на дальней стоянке, сепаратисты перенесли огонь на ближнюю стоянку, где стоял Ми-8 и Ан-12. Еще один Ми-8 располагался поодаль в стороне рулежной дорожки в гражданский сектор. По этим стоянкам обстрел из РПГ велся менее интенсивно, и летательные аппараты пострадали меньше (по крайней мере, так показалось ночью). Возможно, у сепаратистов были указания не стрелять в советские самолеты, или их отогнал наш ответный огонь – это не известно, но они ушли. Еще не прекратилась стрельба, когда наши летчики, взяв в автопарке находившемся рядом с казармой машины, отбуксировали два уцелевших вертолета в гражданский сектор аэропорта и поставили их рядом с самолетом «Боинг-727» компании «Алиталия». 


Остаток ночи для наших ребят прошел в тревожном ожидании нового нападения в отрытых щелях с оружием в руках. К счастью, новых атак не последовало. 


С восходом стали считать потери. Картина предстала весьма плачевная: на дальней стоянке виднелись бесформенные кучи того, что еще недавно было двумя самолетами Ил-38 и двумя вертолетами Ми-8. На ближней стоянке сиротливо стоял Ан-12 - этому повезло, граната из РПГ попала в лопасть винта, и кумулятивной струей и осколками слегка повредило фюзеляж. При осмотре отбуксированных в гражданский сектор вертолетов, оказалось, что один Ми-8, что стоял в отдалении, не пострадал, а вот второму граната угодила между двигателем и ротором несущего винта, и взрывом изуродовала их. Кроме того, были выбиты
стекла и иллюминаторы, что, в горячке боя, сразу не заметили. Вертолет восстановлению не подлежал. Слава Богу, не было потерь среди личного состава.



Разбитая авиационная техника, вывезенная на трейлере на находящуюся неподалеку свалку авиатехники, еще долго служила нашим вертолетчикам источником запчастей. Через несколько дней на Асмару прилетела группа наших техников с необходимыми материалами и инструментами и, после минимального ремонта подлатанный Ан-12 своим ходом перелетел в Союз. Потери сепаратистов были намного скромнее – один убитый повстанец, случайно напоровшийся на эфиопскую позицию».


15 мая экипажи 77 оплап (майоров Макринова и Филиппова) на прибывшем транспортнике были отправлены через Аден в Советский Союз. С тех пор самолеты Ил-38 на Асмару больше не летали. Экипажи вертолетов 710 окплвп майора Колосовского (старший вертолетной группы), капитана Лащевского и капитана Беляева еще некоторое время оставались
на аэродроме.



P.S.: В конце 90-х годов (и в 2000-х годах - повторно) экипажи, выполнявшие командировки в эти «горячие точки», пытались оформить документы участников военных действий, но по ответам чиновников от Минобороны РФ «...в архивных документах упоминания об командировках за рубеж отсутствуют» (все они числились в «Москву-000»). Однако память о тех событиях еще жива в сердцах их участников и не потеряна надежда, что «награды найдут Героев»...

[1] «Герильяс» - в переводе с испанского
«партизан, повстанец».


[2] Асмара (Асмэра)– в описываемый
период административный центр провинции Эритрея в составе Социалистической  Эфиопии. В настоящее время – столица независимого
государства Эритрея. Асмара являлась аэродромом совместного базирования ВВС
Эфиопии, авиагруппы ВВС ТОФ и международным аэропортом. Вместе с портом Массауа
(Массава) она образует транспортные ворота в Эритрею.





1981г. Аэродром Асмара. Подготовка к параду в честь какого-то эфиопского революционного праздника

1981г. Во время парада на Асмаре

Схема атаки сепаратистов на стоянки авиагруппы 9 мая 1985г. (реконструкция по воспоминаниям участников)

Ми-8 (б/н 22705) 710 окплвп на Дахлаке 1985г.

Панарама порта Массауа 1985г.


Последний раз редактировалось: Павел (18.07.10 19:00), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 692
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   18.07.10 18:40

Павел, спасибо, интереснейший экскур в ранее закрытую военную историю СССР.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   18.07.10 21:51

Большое спасибо, Павел!
Очень интересная подборка.
Наш проект начинает наполняться содержанием.
Если у Вас есть знакомые, желающие опубликовать свои воспоминания, связанные с Авиацией ТОФ или со смежной тематикой, то им всегда найдётся здесь место.
Думаю, что можно даже создать раздел, где можно представить художественное творчество наших людей. Конечно художественный вымысел не нужно выдавать за факты.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   18.07.10 23:42

По Эфиопии... Если что-то интересно,спрашивайте.. Я был первым командиром авиагруппы в Асмаре 79-80 гг Кое-что еще помню!))))
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 692
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 0:45

Вот приятная неожиданность, встретить участника боевых действий, когда вроди бы в СССР всё было мирно. Темы участия наших ВС за пределами России, очень важный аспект военной истории, конечно только непосредственные участники этих событий могут рассказать всю правду.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 1:52

Сергей!
Про боевые действия я Вам,пожалуй,ничего и не расскажу... Их не было официально!.. Не было нас-военнослужащих ВМФ СССР... Были "специалисты ГА СССР" с вертолетами и самолетами.. Там-вверху- есть материалец, что в 79-80 году аэродром обстреливался.. Этого , в это время, не было. Да, фронт стоял в 10 километрах от города,но и обстреливать нас (аэродром) в этот период никто не брался..
Однажды мы как-то решили отстрелять изьятое вооружение (незаконное) у личного состава советников.. Это вызвало такой переполох в частях ВВС Асмарского гарнизона!.. Досталось и нам!..За то,что не поставили в известность о своих действиях местное командование
Экипажи Закирова и Михайловского достаточно регулярно летали по фронтам на перевозку продовольствия и боеприпасов,вывоза раненых.. но даже это было помощью командованию 2 авиакрыла-части,на чьей территории мы базировались
Основной задачей вертолетчиков было обеспечение взаимодействия между авиагруппой и пунктом материально-технического обеспечения флота на острове Дахлак. Чуть позже Асмара стала местом отдыха личного состава экипажей,временно находящихся на ремонте в пункте. По нескольку человек прилетало в Асмару и неделю-две знакомилась с городом,закупало подарки для родственников
Конечно,не все разом стало на свои места!.. Никто нас не ждал в Эфиопии!.. И не до нас там в это время было!.. Но-шаг за шагом-был организован быт и условия для нормального существования. Благодаря Губернатору провинции Эритрея,господину Фикру, просто добропорядочным гражданам Асмары мы в кратчайшие сроки смогли решить вопрос о предоставлении жилья,обеспечения водой,электричеством,охраной. При этом-жилье было предоставлено в элитных районах Асмары. Пусть это было 4-6 квартир!.. В это время нам этого хватало,поскольку из-за того,что официально боевые действия еще не закончились,семьи к личному составу не вызывались! Мы-холостяковали!

Ну,это для начала.. А,вообще,легче отвечать на вопросы...
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 692
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 2:00

Трудно наверно сразу формулировать вопросы, однако и так, что вы публикуете, пишу искренно, очень интересно, можно это назвать записки очевидца, так к слову, здесь не вкрадывается попытка, что-то подменить ради какой-то политической выгоды.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 2:05

А рытье окопов и установку изгороди из колючей проволоки начали в 80 году... Действительно,это вызвало недовольство и недопонимание со стороны командования 2 авиакрыла.. Помнится, генерал Амха Деста (позже ставший Командующим Авиации Эфиопии,примкнувший к оппозиционерам и ставшим одним из организаторов переворота против Менгисту Хайле Мариама ... Переворот не удался и Амху Деста расстреляли!.. Жаль!!!.. Исключительно порядочный человек! Национальный Герой Эфиопии!) даже шутил:-"Владимир! Ты с кем собрался воевать!? Уж не со мной ли!?"..
Но-на эти действия у нас были конкретные указания.. Мы их выполняли!
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 2:10

Ну,а основная задача авиагруппы,конечно,выглядела более серьезно... Нам было интересно знать обстановку в Индийском Океане с минимальными затратами и максимальным удобством...
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 2:25

Сергей пишет:
Вот приятная неожиданность, встретить участника боевых действий, когда вроди бы в СССР всё было мирно. Темы участия наших ВС за пределами России, очень важный аспект военной истории, конечно только непосредственные участники этих событий могут рассказать всю правду.
Владимир Васильевич был первым, кто поддержал мои усилия в создании этого форума и внёс много ценного в его оформление.
Большинство его предложений было реализовано. Он излучал уверенность в успех, даже тогда, не было никаких предпосылок к этому.

Спасибо ему.

Цитата :
По Эфиопии... Если что-то интересно,спрашивайте.. Я был первым командиром авиагруппы в Асмаре 79-80 гг Кое-что еще помню!))))

Конечно очень интересно! Однако было бы хорошо, если Вы нашли бы время системно изложить всё что связано с Вашим пребыванием там. Я знаю, что Вам не чужд писательский талант.
С нетерпением ждём Ваши воспоминания. Не дайте пропасть фактам!
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 692
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 2:38

Я полностью согласен, что данный форум имеет полное право на существования, я оптимист, думаю, что скоро найдется много энтузиастов, которым История МА ТОФ будет близка и много новых материалов будет размещено.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 2:40

Высокий эфиоп-это Амха Деста...
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 10:43

ВВВ пишет:
По Эфиопии... Если что-то интересно,спрашивайте.. Я был первым командиром авиагруппы в Асмаре 79-80 гг Кое-что еще помню!))))
Уважаемый Владимир Викторович! Исходя из вновь открывшихся обстоятельств я не могу не задать Вам ряд вопросов по теме, поднятой на этих страницах.1. Укажите, пожалуйста, если обнаружили такие, на ошибки и неточности в моем повествовании.2. Если я правильно понял, то на посту командира авиагруппы Вас сменил в 1980г.  Виталий Петрович Грищенко (мой давний знакомый  и серьезный консультант по этим и другим событиям истории ВВС ТОФ)?3.Ну, и теперь по существу:- когда Вас (и с какой должности) направили в Эфиопию.- как (сколько времени и человек) добирались в Асмару- какая техника и каким путем была доставлена туда- как в документах называлась авиагруппа- каков был ее состав (постоянный и переменный)- кому Вы непосредственно подчинялись- каких командиров вертолетов Вы помните в составе авиагруппы, количество вертолетов- летный и техсостав набирался в основном из каких гарнизонов- когда к Вам начали летать Ил-38 и чьи они были (ТОФ или других флотов тоже)- чьи экипажи Ил-38 Вы помните- как подолгу они у Вас сидели, как часто вылетали- где обрабатывали материалы ВР (на аэр. или у моряков)- как был организован распорядок дня в авиагруппе- как была организована охрана стоянок и техники (сами или эфиопы)- как часто к Вам летали транспортные самолеты (ТОФ или других флотов тоже)- кого из транспортников помните (фамилии командиров)Ну, вот, это первые вопросы, в основном организационного характера. Думаю, пока хватит, чтобы обстоятельно на них ответить. Позже перейдем к бытовым и другим вопросам. С уважением, Павел.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   19.07.10 19:11

Прибыл с дачи...
По ходу вопросов...

Я-не Викторович, я- Васильевич...

В вашем материале все изложено верно! Спасибо! Отмечу только единственное-вопрос охраны и обороны обьекта решался уже в 80-м году..Уже тогда было построено ограждение автопарка,изготовлены щели по периметру и получено оружие.

...В Эфиопию, в составе АГ было набрано порядка тридцати человек-в основном,офицеры и прапорщики четвертой,транспортной эскадрильи 710 ОКПЛВП-два экипажа вертолетов Ми-8 (Закиров-Кузьмин,Михайловский-Григорьев) и тех.группа обслуживания. С других гарнизонов было привлечено немного-в основном связисты,шифровальщики и офицеры-прапорщики АТБ. Группа была отправлена в ноябре 79 года,кораблем с Владивостока (личный состав и автомобильная техника-28 автомобилей,привычно смотрящихся на аэродроме,плюс ПАРМ-2,автобус ПАЗ,грузовая ЗИЛ-130 и УАЗы-санитарная и 469).В начале декабря корабль доставил пассажиров и груз в Массауа..Это-100 км от Асмары.. Далее автомобили были переданы в эфиопский конвой и перегонялись эфиопской стороной в Асмару. Личный состав был перевезен вертолетами 2 авиакрыла (Асмара)
(Нюанс..Автотехнику грузили на корабли в морозы,с закрытыми створками жалюзи.. Разгрузили в Массауа ,при 40-45 градусов жары и двинулись в путь-все время в гору, с высоты ноль ,до 2400 !.. Это-при закрытых жалюзи!!! Эфиопы никогда не пользовались створками и не предполагали,что они могут закрываться. В результате, порядка 5 автомобилей было перегрето и заклинило и были брошены по дороге.. К чести эфиопов, из них за время неохраняемой стоянки на дороге,ничего не пропало и автомобили были эвакуированы позже уже личным составом АГ на прицепах)

...В документах группа называлась "Обьект № 040". АГ являлась подразделением Пункта Материально- Технического Обеспечения базирующегося на о.Дахлак и командир АГ являлся заместителем командира ПМТО по авиации.Командиром ПМТО был капитан 1 ранга Оборонко Иван Евсеевич. Прекрасный человек!

...Я был назначен на должность командира авиагруппы со временного исполнения должности командира эскадрильи в Новонежино.
Движение в Эфиопию лично я начал чуть позже- в конце декабря..Через Москву,Качу ( где получил два вертолета,загрузили их на корабль-сухогруз вспомогательного флота "Тургай" и убыли в Массауа. Через Средиземное море,Суэцкий канал в Красное море) Вертолеты пришлось частично разбирать-отсоединяли хвостовые балки. В Массауа собирали их уже силами прибывшего из Асмары личного состава,облетали в аэропорту Массауа и перелетели в Асмару.. Где-то 15 января группа начала функционировать полнокровно

...А еще через полмесяца к нам начали прилетать самолеты... Ан-12 из Москвы (Петросян,Подскребаев- они практически меняли друг друга) и Кневичей (Подгузков,Барган...). Ил-38 были только николаевские и экипажи менялись практически каждый раз(хорошо запомнился Шимановский). Прилетали на месяц. Периодичность вылета на ВР-раз в пол месяца и ,дополнительно, по особым указаниям. Время вылета-как правило, ночью, с таким рассчетом,чтобы быть в назначенном районе утречком

...Первые пару месяцев жилье в группе комфорта не представляло! Не хватало мебели,оборудования, средств обустраивания уюта. Эфиопская сторона НИЧЕГО нам не предоставляла,кроме здания-казармы и стоянки самолетов. Охрану самолетов и вертолетов осуществляли эфиопы. Улучшить условия проживания мы просили командование в/ч 69088. Некоторое время это составляло сложность,самолеты приходили полупустыми . Личный состав -постоянный и переменный-обстановку понимал и не роптал!.. Мы ждали и понимали,что со временем все изменится. Изыскали и свои пути- с помощью советников,проживающих в брошенной базе американцев-"каньен стэйшен"- мы обжились кроватями,столами,стульями...Не хватало,конечно!..Но уже и было!
Решить вопрос с благоустройством помог случай!.. Как-то "приютили" мы застрявшего случайно в Асмаре россиянина,ждавшего оказии до Аддис Абебы... Жил он у меня два-три дня...Слово за слово поговорили и о быте!... На следующий день этот человек познакомился с постоянным,переменным и л.с. срочной службы, поговорил с ними... Улетая, спросил:"Васильич!..Хочешь, я тебе помогу в этом вопросе!?" Помнится, я даже усомнился в его возможностях!.. А зря!!!.. Он улетел, а через неделю из Москвы и Владивостока полетели грозные телеграммы!... "Доложите,по каким пунктам вы жаловались в ЦК КПСС!!!.. О-п-п-аньки!!!
А потом пошли самолет за самолетом!!! И в них уже было место и для шифоньеров, стиральных машин,библиотеки,бильярда и т.д. Пришло долгожданное оружие-автоматы и пулемет Калашникова(ПКМ)..Последний-новенький,разобранный,в смазке. О боеприпасах-гранатах,патронах-мы не беспокоились..Их было вдоволь у советников и выдавались по необходимости и без ограничения.
Жизнь улыбнулась!...
Правда-не для меня!.. Вы-взрослые люди и все прекрасно понимаете!.. Мне это вспомнили позже! Но, я не жалею!!!

.. Распорядок.. С утра,до обеда-работы на авиатехнике,занятия ,полеты вертолетов (право поднимать вертолеты предоставлялось командиру АГ с последующим докладом о факте, маршруте,экипаже, налете,и замечаниях).. После обеда-из-за жары в полуденные часы, мы использовали "адмиральский час", увеличенный до двух часов.. С 16 до 18,как правило,-волейбол,футбол или работы по благоустройству.
Вечером-фильм,на который собирался весь гарнизон...Его показывали прямо на улице


Последний раз редактировалось: ВВВ (20.07.10 12:56), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   20.07.10 12:49

Пару фото из Гугла...
[URL=http://img842.imageshack.us/i/32171826.jpg/][/UR
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   20.07.10 12:51



Uploaded with ImageShack.us
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   20.07.10 14:26

Владимир Васильевич! Извините, ради бога за то, что не правильно написал Ваше отчество.
Задав Вам вопросы, я не ожидал, что Вы так быстро и так подробно откликнитесь. Фактически Вы начали повествование о пребывании авиаторов ВВС ТОФ в Эфиопии (небольшой фрагмент которого я опубликовал несколько ранее). Получается очень обстоятельная картина осоздания "Объекта 040". Будем считать, что почин сделан.
Тогда нужно не останавливаться на достигнутом и продолжить рассказ. Если Вам удобнее отвечать на вопросы, то продолжим:
- Какие задачи перед авиагруппой были поставлены командованием ВВС ТОФ и ВМФ глобально и какие Вам ставились непосредственно от ПМТО
- какие типовые и нетиповые вылеты выполнялись вертолетчиками
- как было организовано питание летного и технического состава, откуда брали продукты
- где проживал офицерский состав (когда перебрались в город)
- как осуществлялась доставка на аэродром и охрана в пути
- какие авиационные силы эфиопов дислоцировались на Асмаре
- как осуществлялись подачи заявок на полеты и как взаимодействовали с их диспетчерской службой
- кто производил метеонаблюдения
- кто был Зам по тылу, по ИАС и по Тех
- Как проводились регламентные работы на вертолетах в условиях тропиков
- куда выезжали в свободное время,
- были ли замены личного состава в вашу бытность и как это осуществлялось
- как вам оплачивалась эта командировка
Ну, вот пока созрели такие вопросы. Теперь уже не сомневаюсь на достойные ответы. Это будет продолжением рассказа.
Возможно, что Вы и сами что-нибудь добавите.
Теперь по поводу снимков из Гугля.
Сравнив их с моей схемой я с удовлетворением заметил, что они почти совпадают (нужно учесть, что моя схема не сориентирована по сторонам света,
ее нужно повернуть градусов эдак на 190-200). Уточните пожалуйста со стоянкой Илов. Она была там где Вы показали, или несколько в стороне, как у меня, на другой стороне от МРД? Если верен Ваш вариант, то я переделаю схему (повторюсь, что она составлена по словам Лащевского, Суслова, Бутырских и Лапотышкина - моих сослуживцев, которым там довелось бывать).
С уважением, Павел.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   20.07.10 15:09

У-у!..
Славненько!.. Какое занятие для бездельника! Конечно,я на все отвечу и с удовольствием! Правда,получится, видимо, с перерывом на полив дачи-жара нас тут замучала!!! Засуха!!! Воду "чалим" в неимоверных количествах,пытаясь спасти урожай!
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   20.07.10 16:01

- Какие задачи перед авиагруппой были поставлены командованием ВВС ТОФ и ВМФ глобально и какие Вам ставились непосредственно от ПМТО

Ставя задачу личному составу авиагруппы Командование ВВС ТОФ само было в затруднении!.. И это понятно-до нас никто в Эфиопию от ВВС ТОФ не командировался и обстановку не знали. Готовились организовать условия для приема личного состава и обеспечения вылетов,готовились летать для обеспечеия ПМТО. А как все это будет выглядеть фактически-особо никто и не представлял.
Летный состав заранее приготовил карты,изучил предполагаемые маршруты. Я,кстати, в спешном порядке изучил вертолет Ми-8 ( до этого летал на Ми-6) ,сдал зачеты и -пользуясь тем,что Риф Закиров является инструктором,планировал вылететь самостоятельно уже в Эфиопии. В Асмаре мы сделали два контрольно -вывозных полета ,но когда доложили о результатах,то получили категорический запрет на полеты Волошину т.к. должность,оказывается у командира АГ-нелетная! Это было неожиданно!.. Зная об этом в Приморье-я бы отказался от предложенной должности!
При постановке задачи личному составу срочной службы указывалось, что они должны будут исполнять роль гражданских водителей и не демонстрировать свою принадлежность к флоту ( что ,кстати,пытались использовать отдельные,когда встал вопрос организации службы,нарядов и т.д.)

С ПМТО мы начали тесно взаимодействовать лишь по прибытии вертолетов и начала регулярных полетов на Дахлак. В основном,ставилась задача закупки продовольствия в Асмаре и доставка его на остров,чуть позже-перевозка личного состава с кораблей на отдых в Асмару и обратно. Задачи на отдельные мероприятия,полеты самолетов..приходили из Москвы и Владивостока и на ПМТО и, напрямую, к нам-через канал связи советников (более удобен т.к. не шифровался и не занимал времени на расшифровку)

- какие типовые и нетиповые вылеты выполнялись вертолетчиками

Кроме полетов планируемых заранее на обеспечение жизнедеятельности ПМТО-авиагруппы по маршруту Асмара-Массауа-О.Дахлак вертолеты авиагруппы широко использовались советниками Командующего Северным фронтом (генерал-майор Файдун Владимир Иосифович,скончавшйся летом 80 г. в Аддис-Абебе. Его заменил генерал-майор Забелый) и Главным Военным Советником-генерал-лейтенантом Чаплыгиным (если помните-консультант фильма " В зоне особого внимания") По их приказаниям, с ведома нашего командования,выполнялись полеты по фронтам на перевозку боеприпасов,продовольствия,вывоза раненых,разведку и т.д. Особенно-в тот момент,когда у вертолетчиков 2 авиакрыла в Асмаре возникли проблемы с авиатехникой. Полеты выполнялись в зону фронтов севернее Асмары.
Для организации дальнейших полетов использовались и самолеты.. Так-летом 80 г. создалась сложная обстановка с запасом топлива. У нас топливо кончалось,телеграммы оповещали,что топливо выслано,но в Эфиопии о нем никто слыхом не слыхивал!..Я запросил разрешение и с экипажем Петросяна,на самолете Ан-12 полетели по маршруту Асмара-Ассаб-Диредауа-ДебреЗейт-Аддис. Топливо мы нашли-тысячу тонн. В адресе в документации стояло:-" В Эфиопию. Летчикам"! Винить сторону не в чем! И вопрос решился мирно-топливо нам отдали позже в Асмаре,по закону сообщающихся сосудов


Извините!..Пока убываю
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   20.07.10 16:16

- как было организовано питание летного и технического состава, откуда брали продукты

На аэродроме нам было выделено помещение под столовую,которое-после небольшой переделки и доводки-прекрассно подходило для задач готовки и приема пищи личным составом. Продовольствие закупалось на рынках города по желанию собрания ( не скрою-деньги старались особо не использовать,покупали дешевые продукты,в основном растительное) и в лавках( мясное). Выделенный на сутки или на период личный состав готовил себе отдельно-для постоянного и для переменного состава.Места хватало производить прием пищи в одну смену.
По прибытии вертолетов и вживании в обстановку появилась возможность добавить в рацион рыбу,которую ловили командированные на Дахлак представители авиагруппы. Барракуда и тунец-отличная добавка!
Разделения по нормам питания-не было! Все ели по одной норме,обсуждаемой предварительно и меняющейся по необходимости
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: «Эфиопский» день рождения   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
«Эфиопский» день рождения
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 3На страницу : 1, 2, 3  Следующий
 Похожие темы
-
» Первый День Рождения
» как отметить день рождения
» День рождения Путина
» День рождения форума 2012
» День рождения Нострадамуса

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Морская авиация :: Авиационные гарнизоны ТОФ :: Новонежино. Авиационные части ТОФ :: Материалы по истории вертолётных частей и частей обеспечения-
Перейти: