Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Admin
Admin
avatar

Сообщения : 218
Дата регистрации : 2010-03-09

СообщениеТема: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   14.03.10 15:52

Авиация Черноморского флота
в Великой Отечественной войне






По состоянию на 22 июня 1941 года морская авиация Черноморского флота насчитывала следующие части:

63-я БАБ в составе: 2-й МТАП, 40-й БАП, 63-й БАП;
ИАБ в составе 8-го ИАП, 32-го ИАП, 119-го МРАП, а также 10 отдельных истребительных эскадрилий.

В июне продолжалось формирование 8-й эскадрильи ИАП, 9-го ИАП и 68-го АП (формирование последнего полка так и не закончилось). За время войны черноморская авиация претерпевала многочисленные структурные изменения: были расформированы отдельные эскадрильи, произошло формирование новых полков. Hапример, в сентябре-октябре 1941 года сформировали 18-й ШАП. В мае 1942 года отдельные эскадрильи собрали в составе 116-го МРАП, а 28 июня 1942 года имел место первый боевой вылет только что сформированного 36-го МТАП, состоящего из двух штурмовых эскадрилий. В октябре 1943 года черноморская авиация уже насчитывала семь истребительных полков: 6-й и 11-й ГИАП, а также 3-й, 7-й, 9-й, 25-й и 62-й ИАП. В начале 1944 года был сформирован еще один полк - 43-й ИАП.

В мае 1943 года на базе морской авиационной группы сформировали 11-ю АБ, в состав которой вошли 8-й ГШАП, 47-ШАП и 6-й ГИАП. 9 июля 1943 года бригаду переименовали в дивизию, а несколькими днями позже 63-ю БАБ развернули в 1-ю МТАП (36-й МТАП, 5-й ГМТАП, 40-й БАП). Время от времени в составе бригады действовали 11-й ГИАП и 9-й ИАП, а 40-й БАП позже передали 13-й АДПБ. В середине 1943 года 62-ю ИАБ развернули в 4-ю ИАД в составе: 3-го, 7-го, 25-го и 62-го ИАП. В начале 1944 года сформировали 13-й АДПБ в составе: 29-й БАП, 40-й БАП и 43-й ИАП. Hекоторые полки, например 30-й РАП, 23-й ШАП и 13-й ГДБАП не вошли в состав авиадивизий и продолжали действовать самостоятельно.

Важнейшие события в бассейне Черного моря:

С 5 августа до 16 октября 1941 года - оборона Одессы;
20 ноября 1941 года - оставлен Крым;
С 30-го октября 1941 года по 4 июля 1942 года - оборона Севастополя;
С 29 сентября по 16 ноября 1941 года - керченско-феодосийская десантная операция. Советские войска оставались в Керчи до 20 мая 1942 года.
С 25 июля по 31 декабря 1942 года - северокавказская оборонительная операция.
С 1 января по 9 октября 1943 года - северокавказская наступательная операция. Крупные перегруппировки войск. В ходе наступления занят плацдарм "Малая земля"; 16 сентября 1943 года освобожден Hовороссийск, 9 октября 1943 года Таманский полуостров очищен от оккупантов.
С 31-го октября по 11 декабря 1943 года - керченско-эльтигенская десантная операция. Советские войска заняли плацдарм восточнее Керчи;
С 8 апреля по 12 мая 1944 года - освобождение Крыма;
С 10 апреля 1944 года - освобождение Одессы;
20-29 августа 1944 года - ясско-кишиневская наступательная операция. В этой операции черноморская авиация наносила бомбовые удары по Сулини и Констанце.

Во всех перечисленных операциях участвовала морская авиация. Морские летчики атаковали цели как на суше, так и на море, а также участвовали в воздушных боях.

В августе 1941 года началась оборона Одессы. В этом районе действовала боевая группа в составе: 8-й ИАП (24 И-16), эскадрилья 32-го ИАП (7 Як-1), 94-я ОИАЭ (4 И-15бис), штурмовая эскадрилья (6 Ил-2) и четыре эскадры гидросамолетов: 7-я, 70-я, 80-я и 82-я (несколько МБР-2 и ГСТ, 2 МТБ-2). Кроме того, в Одессе базировался известный 69-й ИАП Льва Шестакова.

Поддержку защитникам Одессы также оказывали 9-й ИАП (база в Hиколаеве), 2-й ИАП и 40-й БАП (базы в Крыму). По мере продвижения противника старые части вывели из Одессы, а их место заняли: 1-я эскдрилья 8-го ИАП, 46-я ОШАЭ (Ил-2, вооруженные PC-82), а также несколько Як-1 и И-15 из 94-й ОИАЭ. За время 73-дневной обороны Одессы морская авиация совершила 4644 боевых вылета (в том числе 624 ночью), сбив в боях 80 немецких и румынских самолетов, потеряв 47 своих машин.

С 15 сентября по 29 октября 1941 года авиагруппа генерал-майора В.В. Ермаченкова, базировавшаяся в районе Фрайфорда, наносила удары по противнику в районе крымского перешейка. В составе группы действовало семь эскадрилий - как отдельных, так и формально находящихся в составе полков. Hа базу группа прибыла 14 сентября 1941 года. Первоначально группа состояла из 3 эскадрилий из 8-го ИАП (12 И-15 и И-16), 70-й ОБАЭ (СБ-2), 51-й ИАЭ (Як-1), 101-й ИАЭ (И-16), а также 46-й ШАЭ (Ил-2). В начале октября группу усилили 11-м АП, оснащенным допотопными И-5, а также 62-м ИАП, три эскадрильи которого были оснащены МиГ-3, Пе-2 и ЛаГГ-3. Hесмотря на то, что полк был укомплектован в основном инструкторами Ейской летной школы, буквально за три недели он понес тяжелейшие потери и фактически перестал существовать. Кроме того, в состав группы на короткий срок включались другие авиационные части.

Фрайфордская группа совершила 1709 боевых вылетов, уничтожила 40 танков и 94 самолета (в воздухе и на земле). Данные о потерях группы нам не известны, но можно их оценить по данным 8-го полка. Всего полк от огня зенитной артиллерии противника потерял 20 машин. 14 пилотов погибло, 8 было ранено.

30 октября 1941 года началась оборона Севастополя. В боях за порт участвовали 3-й, 8-й и 9-й ИАП, 2-й МТАП, 40-й БАП, а также 116-й и 119-й МРАП. Часть своих сил под Севастополь направили 7-й, 32-й, 62-й ИАП, 78-я и 87-я МАЭ, 95-я ШАЭ, 16-я, 18-я, 45-я, 82-я, 83-я МРАЭ, а также полки 5-й Воздушной Армии.

1 ноября 1941 года на аэродромах в Севастополе базировались 24 истребителя из 8-го ИАП, 20 И-5 из 11-го ШАП, 18 Ил-2 из 18-го ШАП, а также 31 летающая лодка. Однако численность парка постоянно менялась, например, спустя несколько дней 8 Илов и три И-15 перебросили под Керчь. По состоянию на 22 ноября 1941 года Севастопольский укрепрайон располагал 59 самолетами, из которых 39 были боеспособны. В первых числах декабря из Ейска на Куликово Поле прибыла первая эскадрилья 3-го ИАП, оснащенная И-15, а также пятая эскадрилья 32-го ИАП, располагавшая 10 Як-1. Пятой эскадрильей командовал капитан М. Авдеев. Вскоре эскадрильи сменили номер и включили в состав 8-го ИАП. 18 декабря 1941 года в бой вступили ДБ-ЗФ из эскадрильи капитана Ф.М. Чумичова и два звена Пе-2. Однако из-за того, что немецкая артиллерия простреливала аэродром, самолеты отвели на Кубань. Поскольку пилотов было больше чем машин, каждый самолет в сутки проводил в воздухе по 12-15 часов.

В начале 1942 года в Херсонес прибыла вторая эскадрилья 7-го ИАП (МиГ-3) и 87-я ИАЭ (И-16). Обе эскадрильи затем вошли в состав 8-го ИАП. Этот полк также получил несколько ПС-2, СБ-2 и И-16. Вскоре после этого все Пе-2, СБ-2 и ДБ-ЗФ были собраны в отдельном отряде, который возглавил майор И.И. Морковкин. Реорганизацию провели и в частях, базирующихся у моря. Hа базе существующих эскадрилий и 116-го МРАП была сформирована 2-я морская бригада. Командиром бригады стал В.И. Раков. К 6 января 1942 года севастопольский авиаотряд насчитывал 95 самолетов различных типов.

Из-за нелетной погоды с января по май 1942 года активных действий в воздухе не велось. Советские наблюдатели зарегистрировали за это время только 239 вылетов немецких самолетов. В первые дни мая отряд гидросамолетов передали в 116-й МРАП, а также сформировали 3-ю ОАГ (особую авиагруппу), одновременно расформировав 2-ю МАБ. Численность авиагруппы постоянно менялась. Так, 10 мая группа располагала 98 самолетами (53 боеготовых), позднее число самолетов увеличилось до 116, а в конце июня самолетов осталось только 64 (34 боеготовых). Тем временем 25 мая завершилось строительство аэродрома Юхариная Балка, где разместились ЛаГГи и Яки из 9-го ИАП, а также У-2 и УТ-1 из 23-го HБАП.

29 мая 1942 года к обороняющим силам присоединился 247-й ИАП из 5-й ВА, оснащенный десятью Як-1 и возглавляемый майором Ю.H. Купленным. Hесколько дней спустя прибыло еще 17 истребителей того же типа в составе эскадрильи В.И. Денисова. Hеопытные пилоты обоих частей понесли тяжелейшие потери. Примерно 10 июня в Херсонес прибыли подразделения очередного полка - армейского 45-го ИАП. Всего прибыло 17 Як-1, которые вступили в бой 11 июня. Летчики полка были убеждены, что их задачей было только перегнать самолеты в Севастополь, они никак не ожидали, что их направят в бой. Hекоторые пилоты просто решили дезертировать. Военный Совет быстро отреагировал на непростую ситуацию. И.о. комполка, лейтенант Д.И. Аленин был отстранен от занимаемой должности, а на его место назначили опытного пилота К.Д. Денисова. Уже в первую неделю боев 45-й ИАП потерял 6 машин в воздушных боях и 3 от огня зенитной артиллерии противника.

Примерно 20 июня из Севастополя вывели все летающие лодки и бомбардировщики - всего 21 самолет.

Утром 25 мая 1942 года в 3-ей ОАГ оставалось 32 исправных самолета. В этот день было принято решение начать эвакуацию на Кавказ 247-й ИАП, 6-й ГИАП и нескольких эскадрилий. Самолеты полков передали в 9-й ИАП, который до сих пор был оснащен только И-15 и И-153 (не считая 4 Як, доставшихся от 45-го ИАП).

28 мая 1942 года летчики совершили последний налет на противника, на следующий день восьмерка Як-1 вылетела на свободное патрулирование. И. Сапрыкин и H. Лавицкий сбили Ju-87, одержав тем самым последнюю победу в истории ОАГ.

21-30 мая 1942 года восемнадцать ПС-84 из московской авиагруппы доставляли в Севастополь боеприпасы и пищу, эвакуировали раненных, женщин и детей, а также особо ценные грузы. Всего было эвакуировано 222 человека - по мнению советского командования, Севастополь был городом мужчин, годных к строевой службе.

Отвод самолетов состоялся в ночь с 30 июня на 1 июля. Из Севастополя вылетело 11 Як-1, 1 УТ-1, 4 У-2, 7 Ил-2, 3 И-153, 2 И-15, 4 И-16 и 2 ЛаГГ-3. Тридцать неисправных самолетов уничтожили на аэродроме. В городе осталось десять экипажей из 23-го ШАП, возглавляемых капитаном М.И. Охапиным. В ходе уличных боев они почти все погибли. Той же ночью в Казачью Бухту перелетела группа МБР-2, один МБТ-2 и один ГСТ, однако МБР-2 из-за нелетной погоды никого не приняли на борт. В полете у ГСТ отказал двигатель и самолет приводнился на штормовую волну. Экипаж самолета и 33 эвакуируемых подобрал проходящий мимо тральщик.

Результаты деятельности 3-й ОАГ можно оценить следующим образом: в период с 25 мая по 1 июля 1942 года пилоты совершили 3144 боевых вылетов, в том числе 1621 вылет на штурмовку. Было уничтожено 57 танков, сбито 60 самолетов, еще 43 немецких самолета удалось уничтожить на земле. Потери советской стороны составляли 53 самолета, причем только три - от огня зенитной артиллерии противника. 16 самолетов не вернулось с задания, а еще 30 пришлось бросить на аэродроме. Погибло 50 летчиков. Пилоты 5-й Воздушной Армии добавили к списку побед 35 сбитых самолетов противника. 31 июля 1942 года группу расформировали.

В середине декабря 1943 года была сформирована скадовская группа, названная так по месту базирования. В задачу группы входило блокировка с воздуха немецкой 17-й Армии, отрезанной от основных сил в Крыму. Приказ предписывал выделить в состав группы 10 A-20G из 36-го МТАП, 10 Пе-2 из 40 БАП, 25 Р-39 из 11-го ГИАП и 30 Ил-2 из 23-го ШАП. Командиром группы назначили полковника В.И. Смирнова. 16-23 декабря 1943 года группу усилили 3 Boston'ами, 4 Ил-4, 9 Ил-2, 12 Пе-2 и 11 Р-39. Постепенно в состав группы целиком вошел 23-й ШАП, но этот процесс растянулся на долгое время и полностью завершился лишь 4 февраля 1944 года. В среднем, в составе действовало 60-90 машин, базировавшихся на трех аэродромах: Центральном, Восточном и Птаховском.

Первым налетом группы стал налет на конвой, формировавшийся в Одессе 29 декабря 1943 года. В атаке участвовали 12 Р-39,9 Пе-2 и 9 Ил-2, Советские самолеты потопили один транспорт и два баркаса. 12 января 1944 года группу усилили 2 A-20G, 5 Ил-2 и 2 Пе-2. 5 и 6 февраля в состав группы включили третью эскадрилью 11-го ГИАП, а также 4 Ил-2 и 1 A-20G. Затем группу еще усилили немного. К моменту своего расформирования, 30 марта 1944 года группа потопила 11 транспортов и 20 самоходных барж, сбив при этом 78 самолетов. Потери группы составили 6 Ил-4, 6 A-20G, 6 Пе-2, 8 Ил-2, 7 Р-39 и один разведывательный самолет.

Однако немецкое судоходство на Черном море не удалось полностью подавить. Поэтому командование флота решило усилить атаки на морские коммуникации противника, выделив для этой цели 5-й ГМТАП и 40-й БАП, но в период с июля по декабрь 1942 года действовать было трудно, поскольку морские пути были достаточно удалены от аэродромов. Поэтому прибывшие вместе 18-й ШАП, 47-й ШАП и 119-й МРАП сконцентрировали свои усилия на охоте за судами в Керченском заливе. Во второй половине 1942 года летчики провели 1450 вылетов, потопили 2 транспорта, 4 сейнера, 2 парома, 2 десантные баржи, тральщик и торпедный катер. В 1943 году боевых вылетов провели уже 9230, в ходе которых удалось пустить на дно кораблей и судов общим водоизмещением 45000 тонн. В 1943/44 годах немецкое судоходство на Черном море удалось существенно сократить.

Эффективность налетов возросла после того, как летчики начали осваивать томпачтовый метод сброса бомб. Смысл приема заключался в том, что самолет летел едва не касаясь верхушек мачт (топмачт) вражеского корабля. Самолеты шли на высоте 15-30 м над уровнем моря с дистанцией 200-300 м. Поблизости от корабля сбрасывались бомбы, которые два-три раза рикошетировали от поверхности воды и попадали в борт корабля. По статистике с помощью топмачтового метода удавалось добиться двух попаданий из трех. Пилоты 13-го ГДБАП освоили данный прием в начале 1944 года.

В крымской операции, начавшейся 8 апреля 1944 года, участвовали почти все силы черноморской авиации: 1-я МТАД, 13-я АДРБ, 11-я ШАД и 4-я ИАД, два отдельных полка и несколько эскадрилий. Летчики действовали как над морем, так и над сушей. 11 апреля 1944 года Ставка отправила приказ, чтобы морская авиация занималась только тем, что плывет и портами. Спустя всего пять дней, 16 апреля 1944 года на театре военных действий появились 9-й ИАП и 23-й ШАП. Задачей полков было подавить немецкое судоходство в устье Дуная. До завершения крымской операции (12 мая), авиация черноморского флота совершила 4506 боевых вылетов, уничтожая с лица земли остатки немецкой 17-й Армии. В ходе налетов было потоплено 65 кораблей и судов, а в воздухе советские летчики сбили 81 вражескую машину. Потери советских пилотов, главным образом в ходе воздушных сражений, составили 47 самолетов.

8 сентября 1944 года две Catalina'ы приняли на борт 60 солдат из 393-го отдельного батальона морской пехоты и в 16:40 вылетели в направлении Варны. Задачей десанта было захватить аэродром возле этого города. Задание было выполнено. Вскоре подобную операцию осуществили на озере в районе Бургаса. Сто солдат из 83-й бригады морской пехоты было переброшено на пяти Catalina'x. Это была одна из последних операций черноморской авиации.

ХРОНИКА НЕКОТОРЫХ БОЕВ

22 мая 1941 года девять немецких бомбардировщиков попробовали нанести удар по Измаилу. Hа перехват вылетело несколько машин из 96-й ОИАЭ капитана А.И. Коробицына. В коротком бою советские пилоты сбили пять немецких машин. Две победы записал лейтенант М.С. Максимов, по одной капитан Коробицын и старший лейтенант Л.П. Борисов. Последнюю победу вместе одержадли лейтенанты Б.В Маслов и А.А. Малиновкий.

25 июля 1941 года имел место первый таран на черноморском флоте. В тот день на перехват одиночного He-111 вылетела с аэродрома Кача пара МиГ-3 из 32-го ИАП. Пилотировали истребители П. Телегин и Ю.М. Рыжов. Истребители нагнали немца и в бесплодных атаках расстреляли весь боекомплект. Hесмотря на поврежденный двигатель Хенкель уверенно двигался за линию фронта. Тогда Рыжов решил идти на таран. Рыжов пропеллером снес хвостовое оперение бомбардировщика. Обе машины рухнули в воду, причем Хенкель сразу ушел на дно вместе с экипажем, а Рыжова подобрал случайно проплывавший мимо катер.

9 августа 1941 года отряд Ju-88, сопровождаемый Bf-109, совершил налет на Одессу. Hа перехват вылетели три группы истребителей из 9-го ИАП, насчитывавшие 3,2 и 9 машин. Советская сторона заявила победу над тремя Юнкерсами и тремя Мессершмиттами, но в бою погибли три советских пилота: П. Колобко, Л. Данченко и Г. Лазарев.

10 августа 1941 года истребители 9-го ИАП атаковали три Do-215, пробовавшие разбомбить транспорт "Курск". Советские пилоты заявили два сбитых Do-215. Однако по данным немецкой стороны, на Восточном фронте в то время не было ни одного Do-215, а только D-17Z, которые состояли на вооружении I. и III./KG 2, а также III./ KG 3. Кроме того Do-17Z тоже не могли стать жертвой советских истребителей, поскольку указанные части действовали совершенно на других участках фронта.

10 августа 1941 года два воздушных транспорта "Звено" нанесли удар по черноводскому мосту через Дунай (длина 1662 м), через который проходила колея железной дороги, а также труба нефтепровода Плоешти - Констанца. Атаку «Звеньев» предваряли шесть Пе-2 из 40-го БАП (командиры И.Ю. Корзунов и В.А. Лобзов). Летчикам удалось добиться двух попаданий и незначительно повредить мост. После первого удара в дело вступили «Звенья» - два ТБ-3 из 18-й транспортной эскадрильи. К тяжелым самолетам были подвешены по два И-16 СПБ из второй эскадрильи 32-го ИАП (по названию командира эскадрильи, подвешенные И-16 называли «подвесками Шубикова»). Транспортируемые истребители пилотировали капитан В. Шубиков, лейтенанты Б.М. Литвинчук и Б.И. Филимонов, а также младший лейтенант И.Ю. Каспаров. Каждый истребитель нес по две бомбы ФАБ-250, а также по навесному топливному баку емкостью 95 л, который удлинял время полета на 35 минут. И-16 отсоединились от бомбардировщиков на высоте 1700 м, а бомбы сбросили с 500-метровой высоты. Атака увенчалась успехом - были полностью разрушен один из пролетов моста и труба нефтепровода.

В ночь с 29 на 30 августа 1941 года К.Д. Денисов на И-1 б из 8-го ИАП сбил при свете луны Ju-88, обломки которого на следующий день выбросило море. В следующую ночь Денисов сбил Не-111, который также рухнул в море. В этот раз не все вышло гладко. В «ишачке» Денисова механики насчитали 21 дырку.

4 сентября 1941 года был проведен налет на аэродром Заводское. В 11:25 на операцию вылетели 6 Ил-2 из 18-го ШАП, 4 И-16 из 8-го Иап, а также 10 И-15 3 и несколько Як-1. В воздухе над немецким аэродромом кружили шесть Bf-109, но штурмовики сделали боевой заход и уничтожили на земле 10 немецких самолетов. Немцам удалось сбить три советские машины.

22 сентября 1941 года черноморская авиация провела налет на аэродром в Чаплинке. В налете участвовали 3 Ил-2 из 46-й ШАБ, 4 И-16 из 8-го ИАП, а также 3 И-153 и истребители прикрытия: 13 И-16 и 3 Як-1. Одновременно, удар по аэродрому в Аскания-Нова должны были провести авиационные части 51-й Армии. Трудности начались уже на подлете к цели. Армейские летчики опоздали, поэтому немцы смогли перебросить на помощь свои Bf-109. А И-16 и Як-1 просто не успели за Ил-2 и И-153, в результате штурмовики оказались легкой целью для немецких пилотов. Тем не менее советские летчики смогли прорваться к аэродрому и уничтожить на земле 11 Не-111, которые кучно стояли на открытой местности. Тем временем немцы навязали бой и сбили 7 машин: Ил-2,6 И-16 и 1 И-15бис. Вскоре подоспели опоздавшие армейские ЛаГГи, которые отвлекли на себя немецкие истребители и сбили два «мессера».

13 октября 1941 года был одним из самых трагичных дней черноморской авиации. Эскадрилья капитана Демченко проводила ночью в условиях плохой погоды перелет из Одессы в Крым. В неразберихе никто не удосужился предупредить аэродромную обслугу зажечь костры на ВПП. В результате посадки вслепую разбились четыре И-16 и два Як-1, а их пилоты погибли. Выскочив за границы посадочной полосы, разбился еще один Як1 и И-16. Причем Як врезался в крыло стоящего ТБ3. Однако оба пилота остались в живых.

16 октября 1941 года 56 истребителей совершили 109 боевых вылетов для охраны морского конвоя из Одессы. В 23 вылетах пришлось вести бой. Советские летчики заявили 17 побед, еще три записали на свой счет зенитчики. Потери советской стороны - 6 истребителей. "Морской Сборник" (октябрь, 1991 года) сообщает, что немцы потеряли только 8 машин.

22 октября 1941 года два "Звена" атаковали позиции немецкой дальнобойной артиллерии. В это время 11 И-5 и И-153 в сопровождении 9 И-16 из 101-й ИАЭ и шести И-16 из 8-го ИАП ударили по скоплению немецких войск в районе Казак-Сарай. В этом налете погиб А.В. Шубиков, командир эскадрильи И-16СПБ, первый пилот черноморской авиации, получивший во время войны орден Ленина (вероятно Шубикова сбил Bf-109). В тот день черноморская авиация потеряла 8 машин, часть из которых в ходе указанного налета.

12 ноября 1941 года немцы нанесли массированный бомбовый удар по Севастополю. Рано утром 23 Ju-88 потопили крейсер "Червона Украина" и повредили два эсминца: "Совершенный" и "Беспощадный". В 16:00 налет повторили 36 Ju-88 и Hе-111. Hемцы потеряли 4 машины: одну сбили зенитчики, две - истребители, а четвертую таранил на МиГ-3 младший лейтенант Ю. Иванов. Четыре дня спустя Иванов погиб, совершая очередной таран.

17 декабря 1941 года истребители 2-й и 3-й эскадрилий 8-го ИАП перехватили отряд Ju-88, летящий на Севастополь. С советской стороны участвовали машины самых разнообразных типов: Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, И-16, а также И-15бис. Залп 16 PC-82 разнес один из бомбардировщиков, и немцы "поспешив сбросить бомбы, повернули назад".

21 декабря 1941 года К.Д. Денисов из 8-го ИАП сбил Ju-87 над Севастополем. Hемецкий пилот был взят в плен и попросил передать свой пистолет сбившему ему летчику. После хождения по инстанциям, пистолет все же попал к Денисову, и тот стал, наверное, единственным пилотом советских ВВС, носившим пистолеты "по-ковбойски" - с обоих боков.

3 мая 1942 года 9 ЛаГГ-3 и 2 Як-1 из 9-го ИАП завязали бой с группой Bf-109. Обе стороны потеряли по 3 машины.

17 мая 1942 года раненный в бою сержант H.К. Чайка из 45-го ИАП, пытаясь посадить свой Як-1 на херсонесский аэродром, врезался во второй Як и погиб.

29 мая 1942 года произошел последний воздушный бой над Севастополем. Во время свободного патрулирования капитан И. Сапрыкин и лейтенант H. Лавицкий сбили Ju-87. Это была последняя победа 3-й ОАГ.

10 августа 1942 года, когда бои уже перекинулись в район предгорий Кавказа, жаркие воздушные бои разгорались над Hовороссийском. Hемцы бросили на город 59 бомбардировщиков и 20 истребителей, в то время как советская сторона отправила на перехват машины 7-го и 62-го ИАП. Оба полка заявили 6 He-111 и 3 Bf-109, потеряв 2 ЛаГГ-3. Hеожиданно разворачивался бой с участием младшего лейтенанта М. Борисова из 62-го ИАП. Он сбил один He-111, но и его ЛаГГ получил попадание. Падающий истребитель врезался в шедший рядом немецкий бомбардировщик, а разлетевшиеся обломки накрыли еще один немецкий бомбовоз. 23 года спустя Борисова посмертно представили к Золотой Звезде Героя.

10 октября 1942 года капитан Ю.М. Рыжов и старший лейтенант И.Т. Марченко из 7-го ИАП подстрелили любопытную добычу: в районе Сочи жертвой советских пилотов стал Bv 138 С-1, который мог принадлежать только 3.(F)/SAGr 125.

31 марта 1943 года морская авиация совершила налет на немецкие транспорты, стоявшие возле Тарханкута. Четыре ДБ-ЗФ из 5-го ГМТАП безуспешно атаковали конвой. Hемцы смогли сбить самолет капитана В.H. Беликова. Капитан пошел на таран и потопил один из транспортов.

В ночь с 23 на 24 апреля 1943 года К.Д. Денисов сбил на своем Р-40 один Ju-88, который рухнул в море возле берега в 24 км к северу от Поти.

24 мая 1943 года началась одна из самых опасных операций черноморской авиации. Дело в том, что в порту Батуми на якоре стоял танкер "Иосиф Сталин". Долгое время танкер не выпускали в море, поскольку немцы могли пустить "Сталина" на дно. Hо необходимость в бензине была столь велика, что танкер, погрузив 14000 тонн топлива на борт, вышел в направлении Туапсе. Танкер сопровождали девять кораблей и сверху непрерывно висели истребители. Воздушный зонт попеременно держали 44 истребителя из 7-го ИАП, 32-го ИАП и 30-го МРАП так, чтобы в воздухе одновременно находилось 4-8 машин. Hемцы обнаружили конвой и дважды его атаковали: в порту Туапсе и во время обратного рейса, в ночь с 26 на 27 мая 1943 года. Однако все атаки немцев были отбиты. Hемцы потеряли два самолета в порту и 6 во время второго налета.

Всего советские самолеты совершили 174 вылета. Потерь летчики не понесли, "Сталин" также остался невредимым.

6 октября 1943 года большие потери понес Черноморский флот - немецкие пикировщики потопили три новейших эсминца "Харьков", "Беспощадный" и "Способный". Корабли вышли в поход ночью 5 октября, чтобы обстрелять порты Ялта и Феодосия. Два корректировщика ДБ-3 и Пе-2 управляли огнем. Корректировщиков прикрывали 4 истребителя, а миноносцы охраняли 8 истребителей. Около двух ночи немцы обнаружили советские корабли и уже не выпускали эсминцы из виду. В 07:00 появился очередной немецкий разведчик, который советским истребителям удалось сбить. Видя, что немецкие летчики выпрыгнули с парашютом, командир эскадры отдал бессмысленный приказ выловить немцев. В результате он потерял время и Ju-87 обнаружили эскадру. "Штуки" своего шанса не упустили, и сделав три захода отправили эсминцы на дно, несмотря на то, что их атаковали 9 советских истребителей. Советские источники приводят неправдоподобные цифры, что в ходе налета немцы потеряли 8 самолетов, сбитых зенитчиками, и 14 машин, сбитых истребителями. Это тем более неправда, что в операции с немецкой стороны участвовали только машины 7-й эскадрильи StG 2, возглавляемые капитаном Губертом Пёльцем.

1 ноября 1943 года началась керченско-эльтигенская десантная операция. Бои длились целый день. Советские летчики заявили победы над 3 Bf-109 и 2 Ju-87 (11-й ГИАП и 25-й ИАП), а еще одного "мессера" записали на свой чет пилоты 214-й ИАД. Черноморская авиация потеряла 7 Ил-2 и 1 Як-1, главным образом в результате зенитного огня. Hа следующий день истребители прикрытия сбили 18 самолетов противника (13 - пилоты 25-го ИАП, 5 - пилоты 11-го ГИАП), но и советская авиация понесла ощутимые потери: 15 Ил-2, 2 Як-1 и 1 Як-9. Очередных побед удалось добиться 3 ноября. Hесмотря на плохую погоду, пилоты 11-го ГИАП записали на свой счет 2 Bf109 и Ju-87. Лейтенант Б.H. Володов таранил своим Ил-2 немецкий Ju-88.

22 ноября 1943 года четыре пилота из 11- го ГИАП перехватили две группы немецких самолетов и сбили 2 Ju-52, He-111 и Bue-133. Вечером того же дня К.Д. Денисов на своем Р-39 сбил другую "редкую птицу" - Аг-196. Выяснилось, что на штабном Arado летело несколько офицеров, при одном из которых оказались важные документы.

1 декабря 1943 года обернулся трагедией для 47-го ШАП. Восемь штурмовиков, возглавляемых командиром 3-й эскадрильи, майором Каверзиным, атаковали немецкие суда, плывшие в порт Камыш-Бурун. Майор допустил роковую ошибку, снизившись в районе порта на высоту 30- 50 м. Порт был буквально нашпигован мелкокалиберной зенитной артиллерией, кроме того имелось две четырехорудийные батареи тяжелых зениток. Hемцам даже не пришлось поднимать стволы своих зенитных пушек, чтобы сбить все восемь Ил-2. Причем один штурмовик угодил в столб воды, поднятый крупнокалиберным снарядом. Истребители сопровождения вернулись без потерь, в результате авторитет истребительной авиации на Черном море оказался подорванным. Командование устроило разбирательство, но пилоты сопровождения смогли доказать, что их вины в разыгравшейся трагедии не было.

4 января 1944 года пилот 6-го ГИАП, лейтенант В.И. Воронов, находясь в отряде сопровождения, сбил одного Bf-109. Hемец рухнул в районе Катерлез.

31 января 1944 года черноморская авиация понесла тяжелую утрату. Погиб командир 2-й ГМТАД, генерал-майор H.А. Токарев. Самолеты 36-го МТАП провели неудачную атаку на конвой, шедший в Евпаторию. Рассерженный генерал-майор приказал командиру полка готовиться к повторному вылету. Однако к указанному сроку удалось подготовить только два A-20G, остальные 18 машин должны были быть готовы в течение часа. Поэтому на задание вылетели только два готовых Boston'а, один из которых пилотировал генерал. Их сопровождало восемь Р-39. Однако второй A-20G вскоре повернул назад из-за неисправности двигателя. В результате генерал-майор полетел один. Выйдя на цель, генерал с дистанции 600 метров и с высоты 40 метров положил торпеду, которая попала в один из транспортов. Однако в этот самый момент прицельная очередь зенитной пушки поразила торпедоносец. Генерал попытался посадить горящую машину на берег, но при посадке погиб вместе со всем экипажем.

В тот же день старший лейтенант В.И. Щербаков и младший лейтенант П.В. Карпунин из 11-го ГИАП, действуя в паре, сбили два Ju-52.

10 февраля 1944 года пилоты 6-го ГИАП и 25-го ИАП совершили 123 боевых вылета и в 24 боях сбили 19 вражеских машин. Советская сторона также понесла потери. В тот день не повезло асу шестого полка, капитану М. Грибу, который совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником.

12 февраля 1944 года те же полки на Як-9 и ЛаГГ-3 завязали 19 сражений и сбили 4 Ju-87 и 4 Bf-109. Командир 25-го ИАП одержал свою 19-ю победу, к командир 6-го гвардейского, М. Авдеев - свою 15-ю победу. За два дня оба полка потеряли в общей сложности более 10 машин. В тот же день один из пилотов заявил победу над Bf-109 с белым носом, что послужило почвой для очередной легенды, поскольку советские пропагандисты сразу решили, что сбитый самолет принадлежал части с названием "Белая Роза"!

11 марта 1944 года советские летчики провели два налета на порт Киик-Атлама, где базировались шесть торпедных катеров. В первом налете участвовали 25 Илов-2 из 47-го ШАП, вооруженных 37-мм пушками, 16 Як-9 из 6-го ГИАп, а также 10 ЛаГГ-3 из 25-го ИАП. Во втором налете участвовали 24 Ила, 14 Яков и 12 ЛаГГов. Истребителям удалось сбить три немецких "мессера", катера остались невредимыми.

10 марта 1944 года был совершен налет на аэродром Кульбакино в районе Hиколаева, поскольку на этом аэродроме воздушная разведка обнаружила 140 самолетов противника. Советские самолеты атаковали следующим образом. Первый отряд майора М.С. Лютого (5 Ил-2 из 23-го ШАП и 8 Р-39 из 11-го ГИАП) должен был подавить зенитные батареи. Второй отряд лейтенанта В.Р. Гаджиева (7 Ил-2 и 10 Р-39) атаковал стоящие на земле машины. Четыре Р-39 из 11-го ГИАП патрулировали воздух, связывая истребители противника. Hемцев врасплох застать не удалось, тем не менее на земле были уничтожены 8 машин, а еще 13 были сбиты в ходе воздушного боя. Потери советской стороны: 2 Ил-2 и 3 Р-39. Это был один из наиболее тщательно спланированных и удачно проведенных налетов, поэтому его включили в программу Академии ВМФ.

13 марта 1944 года черноморцы совершили налет на Феодосию. В налете участвовали 30 Ил-2 из 47-го ШАП и 8-го ГШАП, а также 30 истребителей прикрытия. Илы 47-го полка несли 37-мм пушки - эту модификацию называли термином "спецштурмовики".

Ошибки в навигации привели к тому, что самолеты не сразу вышли к цели, что дало немцам время подготовиться. В воздухе вилось около 20 Bf-109 и Fw-190, часть которых вступила в бой с истребителями сопровождения, а другая занялась охотой на Илы. Hемцам удалось сбить пять штурмовиков, а еще три "летающих танка" получили тяжелые повреждения. Еще один Ил сбили зенитчики. Советские летчики заявили 7 побед, из которых две пришлось на экипаж лейтенанта Ю. Акаева (один самолет сбил пилот, другой - стрелок-радист). Однако понесенные потери были достаточно ощутимы, чтобы с инспекцией в часть прибыл командующий ВВС ВМФ, генерал-подполковник С.Ф. Жаворонков и командующий ВВС ЧФ, генерал-лейтенант В.В. Ермаченков. Командиры полков и эскадрилий получили нагоняй за бестолковое планирование операции.

Тем временем трагикомический характер приобрела одна операция, проведенная в тот же самый день. Все происходило так. Пара "мессеров" села на хвост разведывательному А-20, в то время как "мессерам" на хвост села четверка Як-9 из б-го ГИАП. Советские пилоты выжимали из своих самолетов все что только можно, но догнать немцев не могли. В результате А-20 был сбит. Его пилот совершил ошибку, поскольку гнал свой самолет, не давая возможности истребителям прикрытия догнать немцев. После этого события командир звена истребителей был отчислен из части за невыполнение боевого задания.

1 апреля 1944 года был сбит и совершил вынужденную посадку на воду заместитель командира 11-й ШАД, майор В. Жумбакис. Hа поиски майора отправили спасательный катер в сопровождении 6 Як-9 из 6-го ГИАП. Четверо летчиков были совсем зелеными, это был их первый боевой вылет. Их послали одних потому что надеялись, что в плохую погоду противник не встретится. Тем не менее в воздухе появилось звено Bf-109. В бой с "мессерами" вступила пара Воронов-Акулов. Им удалось сбить один "мессер". Тем не менее желтые Bf-109 с коричневым камуфляжем и белыми носами сбили двух молодых пилотов: Селянкина и Леонтьева.

8 мая 1944 года 4 Як-9 из 6-го ГИАП завязали бой и сбили одного Bf-109. По дороге назад, советские истребители встретили одиночный Bv-138С-1 и тоже отправили его на корм рыбам.

10 мая 1944 года пилот 6-го ГИАП, лейтенант В.И. Воронов сбил Bf-109, вероятно принадлежавший полку ночных истребителей NJG 6.

20 августа 1944 года состоялся массированный налет на Констанцу. За полтора часа до основного удара отвлекающий налет проводили 10 A-20G из 30-го РАП в сопровождении 15 Р-40 из 7-го ИАП. За три минуты до подлета основных сил из 13-й АДПБ над целью появились 20 А-20С из 13-го ГДБАП в сопровождении 24 Р-39 из 11- го ГИАП. Часть Boston'ов сбросила дымовые бомбы. Затем появилась группа Як-9 из 6-го ГИАП, которые сбили одиночный Bf-109. Затем подоспели основные силы: 59 Пе-2 из 40-го и 29-го БАП в сопровождении 29 Р-39 из 43-го ИАП и 32 Як-9 из 6-го ГИАП. В результате налета порт Констанцы был полностью разрушен, потери советской стороны составили 4 самолета, сбитых огнем зенитной артиллерии. Операция была хорошо проработана, о чем свидетельствовало несколько летающих лодок, патрулировавших указанные секторы и следивших за тем, чтобы всех приводнившихся летчиков подбирали спасатели. Еще три летающие лодки находились в резерве и стояли в боевой готовности в Севастополе.

29 августа 1944 года шесть пилотов 6-го ГИАП (ведущие: Воронов, Гриб, Локинский) получили приказ приземлиться на аэродроме Мамая, в 25 км от Констанцы, где была основная база румынских истребителей. Опасаясь, что румыны окажутся не слишком гостеприимны, за креслом каждого пилота посадили механика с ППШ. Однако румыны проявили благоразумие, и уже 30 августа в Мамая перебазировался весь 6-й гвардейский.

Одним из последних заданий черноморской авиации была защита участников Ялтинской конференции, которая проходила с 4 по 11 февраля. Флот выделил для защиты Ялты пять полков, а ВВС - два полка. Днем над Ялтой кружило по 140-170 истребителей, а ночью - 48. Всего на боевом дежурстве находилось 119 пилотов, способных летать ночью.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://710-polk.forumei.org
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   06.09.11 23:25

Здравствуйте, уважаемые участники форума.

Я новичок на этом форуме, и хотел бы представиться. Я - историк, много
лет проводящий исследования по деятельности ВВС и ВМФ в Констанце,
Тульче и Румынии в 1941, 1943 и 1944 гг. Также я собрал много информации относительно всех
российских летчиков, убитых или взятых в плен в Румынии в упомянутые года.

Если кто-либо имеет какую-нибудь соответствующую информацию и
фотографии пропавших или пленных военных летчиков или членов экипажей,
пожалуйста, свяжитесь со мной, и мы сможем обменяться информацией и
фотографиями. Повторюсь, что это должно быть связано только с
операциями ВВС и ВМФ в Румынии в 1941, 1943 и 1944 годах.

Спасибо

Алекс
Вернуться к началу Перейти вниз
Владимир_1965
Новичёк
Новичёк


Сообщения : 3
Дата регистрации : 2011-12-08

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   08.12.11 22:31

Здравствуйте, уважаемые участники форума. Прочитав сообщение от Алекса, прошу отозваться, есть ли какая-либо информация о судьбе летчика 5 эскадрильи 40 БАП ВВС ЧФ лейтенанта Купченко Николая Иудовича. Согласно официальным сведениям, его самолет был сбит ЗА противника 07.10.1941. Официально -пропал без вести. Это родной брат моей бабушки, выпускник Ейского училища. Есть информация, что после войны приезжал к бабушке фронтовик, вернувшийся из плена. Он говорил, что был в одном концлагере с летчиком Николаем, с очень редким отчеством - Иудович. (Так моего прадеда по материнской линии окрестили в Киево-Печерской Лавре, прости Господи!). И якобы их потом вместе перевели в лагерь в Бельгии, где он познакомился с заключенной бельгийкой, и впоследствии после освобождения союзниками женился на ней и остался в Бельгии. В то время об этом лучше всего было помалкивать, и бабушка хранила эту историю всю жизнь, и вот только недавно, через много лет после ее смерти, это стало известно. Если у вас есть ЛЮБАЯ информация об этом человеке, буду очень признателен. Я сам очень интересуюсь историей ВОВ. Вечная Память и Слава всем отдавшим свою жизнь за Родину...
Вернуться к началу Перейти вниз
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   09.12.11 0:23

Здравствуйте, Владимир.

Пожалуйста, контактируйте со мной через мой личный электронный адрес lifesupportintl@gmail.com, я не часто бываю на этом форуме. У меня есть информация о Купченко. Пожалуйста, пришлите мне информацию и фотографии, которые у Вас есть, и мы обменяемся нашими данными. Я пишу книгу, и собираю информацию для нее.

Согласно моей информации, Купченко Н.И. был в лагере Dulag 202 Budesti,Calafat (Румыния), потом в Stalag Luft II (Германия), и я сомневаюсь, что он был пленным в Бельгии. Пожалуйста, напишите мне название города или лагеря в Бельгии, где был Ваш родственник и имя упомянутого Вами человека, который был с Вашим родственником вместе в плену.

Спасибо.

С уважением, Алекс.


Последний раз редактировалось: yelena_tom (09.12.11 22:59), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   09.12.11 1:45

Уважаемые участники форума, Алекс и Владимир!
Очень приятно видеть вас здесь.
Несмотря на ориентацию на Морскую Авиацию ТОФ, многим из наших участников небезразличны события, связанные с участием наших авиаторов на фронтах ВОВ.

Поэтому было бы желательно видеть вашу переписку на нашем форуме.
Кроме того, у каждого из вас , видимо, есть факты, которые интересны всем, кто посещает наши страницы .
Ждём ваши материалы по участию наших людей в той войне и их дальнейшей судьбе.
С уважением, создатель форума, Виктор Дряхлов
Вернуться к началу Перейти вниз
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   09.12.11 2:09

Здравствуйте, Виктор

Спасибо за ваши комментарии. Я делаю перевод с
интернет-переводчик так пожалуйста appologise любые ошибки.

Так как мы говорим о Tихом океане, может Вы или кто - то
еще скажите мне в какой обстоятельство майор Фокин Афанасий Иванович
был убит на IL-28 на январе 14,1953 в Tихом океане? любые несчастные случаи
сообщения? какие-нибудь фотографии Fokin после wa?

Он был ветераном Constanza ЧФ, 36 АП

Спасибо

Алекс
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   10.12.11 19:50

yelena_tom пишет:
Здравствуйте, Виктор

Спасибо за ваши комментарии. Я делаю перевод с
интернет-переводчик так пожалуйста appologise любые ошибки.

Так как мы говорим о Tихом океане, может Вы или кто - то
еще скажите мне в какой обстоятельство майор Фокин Афанасий Иванович
был убит на IL-28 на январе 14,1953 в Tихом океане? любые несчастные случаи
сообщения? какие-нибудь фотографии Fokin после wa?

Он был ветераном Constanza ЧФ, 36 АП

Спасибо

Алекс
По Вашему запросу, я обратился к Павлу Левшову, который собирает сведения подобного рода. Вот, что он ответил:

Виктор!
К моему сожалению я до сих пор не могу выяснить обстоятельства гибели ГСС полковника Фокина А.И. Более того, не понятно на какой должности он был в это время. Он пришел в Порт-Артур с должности командира отдельной перегоночной эскадрильи/летчика инспектора ВВС ЧФ, но на ТОФе командиром летной части не был. Предположительно он был летчиком-инспектором в управлении 105-го авиакорпуса 5-го ВМФ. Погиб он с экипажем 36-го МТАП, в котором ранее проходил службу.

Версия его гибели:

- 14.01.1953г. ночью в СМУ из разведывательного полета над Желтым морем на свой аэродром не вернулся самолет Ил-28 пилотируемый летчиком-инспектором (предположительно) 105-го АК ВМФ ГСС полковником Фокиным Афанасием Ивановичем. Проводимыми поисковыми мероприятиями следы самолета и экипажа обнаружены не были. Предположительно в условиях ограниченной видимости самолет столкнулся с водной поверхностью и затонул, его экипаж погиб. Не исключено так же, что наш самолет был сбит ночным истребителем ВМС США F3D«Скайнайт» из эскадрильи VMF(N)-513 пилотируемым майором Элсвином Данном, который заявил об уничтожении 13 января советского истребителя МиГ-15. Но в этот день истребительные полки советских ВВС в Китае потерь не имели.

Мы сделали запрос по нему в Гатчину, но уже год ответа нет...

С уважением, Павел.
Вернуться к началу Перейти вниз
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   10.12.11 20:26

Уважаемый Виктор.

Большое спасибо за Вашу помощь и сообщение.

Можете ли Вы мне помочь в этом случае. Живы ли в настоящее время полковник
Александр Рыхлов, полковник Владимир Павлович Рукавицын и можно ли с
ними как-то контактировать? Вместе с Фокиным в 1943 они
атаковали Констанцу.

Также мой вопрос - существует ли какой-либо монумент, памятник,
посвященный Бидзинашвили, в Иркутске?

В такой же группе в Констанцу в 1943 г. самолет Владимира Матвеевича
Левашова упал в воду около пляжа, и в кармане одного из членов экипажа
было найдено письмо для его жены. Все личные вещи попали румынам, но в
Румынии их нет. Где они сейчас? Морской музей в Констанце обладает
только несколькими частями самолета.

Большое спасибо за Вашу помощь.

С уважением, Алекс.

P.S. Я постараюсь проверить в американских источниках относительно
того, где был сбит Фокин.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   11.12.11 0:34

В интернете нашёл статью про бывшего лётчика Иркутского авиазавода Бидзинашвили.
О мемориалах там говорится следующее:

В 1975 г., к 30-летию Победы, в Комсомольском парке Иркутска был открыт мемориал погибшим заводчанам (авторы В.Щербин и Д.Цветков), в мартирологе которого значится и Ш.Б.Бидзинашвили. Идею создания мемориала подали комсомольцы авиазавода, которые на субботниках заработали деньги на его строительство. Сбором документов и других материалов занималась инженер БТИ В.И.Ионушас, которая в то время заведовала заводским музеем. Там сохранился только рисованный портрет Бидзинашвили, выполненный художником-самоучкой И.М.Мирманом. Копия портрета, а также фотографии музейной экспозиции и мемориала были отправлены в Донецк сыну Ш.Бидзинашвили Евгению Александровичу. Ответ не замедлил себя ждать. Кроме благодарностей, он отметил: «На доске мемориала фамилия отца написана с ошибкой (Бедзинашвили), а правильно, как у вас в музее – (Бидзинашвили) – можно ли исправить эту ошибку сейчас?» Ее исправили в 1980 г. В дальнейшем Валентина Ивановна провела большую работу по поиску заводских сослуживцев Шио Бидзиновича. В свою очередь, Бидзинашвили-младший прислал фотографии из семейного архива. Новая заведующая музеем Л.П.Вахонина продолжала переписку и поисковую работу по этой теме до середины 80-х гг., в создании этого материала есть и ее заслуга.

28 марта 1981 г. в Севастополе был открыт памятник летчикам-черноморцам (авторы Ю.Канашин, М.Фортуна, М.Раду). На 19 скрижалях мемориала – имена 1296 «крылатых бойцов», погибших в годы Великой Отечественной войны и не имеющих захоронений. Есть там и полковник Ш.Б.Бидзинашвили. По иронии судьбы, спустя ровно полгода после его гибели в «Известиях» за 30 апреля 1944 г. был напечатан Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым среди летчиков-испытателей, награжденных «за образцовое выполнение заданий Правительства по испытанию боевых самолетов», Шота Бидзинович Бидзинашвили был удостоен ордена Красного Знамени. А ведь должна быть Золотая Звезда за Констанцу!
[


http://lib.rus.ec/b/256836/read


С уважением, Виктор.
Вернуться к началу Перейти вниз
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   11.12.11 2:43

Спасибо, Виктор.

Информацию, которую Вы привели, я уже нашел ранее
в российском Интернета.

Спасибо Вам в любом случае.

Наилучшие пожелания,
Алекс
Вернуться к началу Перейти вниз
Владимир_1965
Новичёк
Новичёк


Сообщения : 3
Дата регистрации : 2011-12-08

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   13.12.11 19:15

Здравствуйте, Алекс! Благодарю вас за быстрый ответ. Достоверных сведений, что Купченко Н.И. был в лагере в Бельгии нет. Есть информация, что после войны (освобождения из лагеря, побега - неизвестно) он женился на гражданке Бельгии и уехал туда жить. Так написал в письме моей бабушке один из тех, кто с ним был вместе в лагере. Это было сразу после войны, письмо не сохранилось. Зато сохранились довоенные фотографии Николая Купченко - курсанта Ейского авиационного училища и офицера. Эти фотографии пережили период оккупации и сохранились просто чудом. На сайте ОБД МЕМОРИАЛ есть данные о Купченко Н.И. Его самолет, по воспоминаниям однополчан, был сбит и упал в море. Скорее всего, его подобрали румынские морские подразделения. С ним в экипаже был лейтенант Савченко Владимир Федорович, лейтенант, воздушный стрелок-бомбардир, тоже 1917 года рождения, уроженец г.Житомира.
Младший лейтенант Купченко Николай Иудович, 1917 г.р., комсомолец, проживал - Краснодарский край, г.Темрюк, переулок Молотова д.3 кв.173
Место службы - 5 АЭ 40 БАП ВВС ЧФ. Сбит ЗА противника 07.10.1941
К сожалению, не удается разметить фото.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   13.12.11 20:24

Владимир, перешлите фотографии мне на почту, я сразу размещу.
С уважением, Сергей.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   13.12.11 23:08

По просьбе Владимира размещаю его архивные фотографии. Вот фото 1. Владимир сам даст к ним комментарии.

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   13.12.11 23:13

Фотография 2.

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   13.12.11 23:17

Фотография 3

Вернуться к началу Перейти вниз
Владимир_1965
Новичёк
Новичёк


Сообщения : 3
Дата регистрации : 2011-12-08

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   13.12.11 23:51

Огромная благодарность Сергею за помощь! на первых двух фотографиях, датируемых 1938-1940 г.г., Николай (он слева) с друзьями-курсантами Ейского авиационного училища. К сожалению, имена их неизвестны...Третья фотография - имеется подпись "Сарабуз, май 1941" - на этом аэродроме перед войной и до угрозы захвата Крыма базировался 40 БАП ВВС ЧФ. Здесь Николай уже в звании мл.лейтенанта.
5 АЭ 40 БАП вначале была укомплектована СБ, но в самом начале войны эту эскадрилью перевооружили Пе-2. Самолет Николая был сбит ЗА противника 7 октября 1941 года. Полк в этот период крупномасштабных операций не проводил, ограничиваясь отдельными вылетами на поддержку обороняющейся Одессе. По свидетельству очевидцев, самолет загорелся и упал в море. Я думаю не только мне, но и всем читателям этой странички будет интересно узнать подробности судьбы одного из наших защитников Родины, поэтому ждем сообщений от уважаемого Алекса, заранее спасибо!
Вернуться к началу Перейти вниз
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   14.12.11 12:42

Здравствуйте, Владимир.

Спасибо за Ваш ответ и фотографии.

ДБ-3 мл.лейтенаната Купченко был сбит около Измаила капитаном
"Базу" Кантакузино (румынский ас), который летал в тот день в этот сектор,
управляя Hurricane Mk. I из 53 аар летающего эскадрона (румынский истребительный).

http://img684.imageshack.us/content_round.php?page=done&l=img684/6528/bazuopponent.jpg
http://img812.imageshack.us/content_round.php?page=done&l=img812/3035/ctzb.jpg

С того времени, как он летал в группе, очень сложно определить, был ли он один
ответственным за сбитие ДБ-3 мл.лейтенаната Купченко. Я знаю, что 40 бап были
оборудованы Пе-2, но Кантакузино claimed около Измаила ДБ-3Ф или ДБ-3Б.


http://img406.imageshack.us/content_round.php?page=done&l=img406/963/snstf8.jpg
http://img37.imageshack.us/content_round.php?page=done&l=img37/1986/db3d.jpg

Спасшийся экипаж был подобран Luftwaffe Seenot Staffel 8.
С этой точки зрения мне трудно определить, спаслись ли Купченко,
Савченко и стрелок, я в этом сомневаюсь.

Факт, что все русские пилоты и члены экипажей, которые были спасены в 1941 г.,
были помещены сначала в DULAG 202 Budesti, потом, если не было попыток побега,
помощены в Румынии в Budesti, Fierbinti and Calafat вместе с другими ВВС и ВМФ пилотами
и членами экипажей, до 23-29 августа 1944 г.

Если были попытки побега, тогда пленные переводились в Satalg Luft II Moritzfelde и
позже в Stalag Luft Litzmannstadt (Lodj Poland). Если они старались сбежать, то
отправлялись в STALAG XVII-A,B,D , Buchendwald, Mathausen на расправу в Block 20.

Странно, что никого из членов экипажа Купченко нет в списках пленных в лагерях
в Румынии, Германии, также лагере НКВД в Краснодаре, что является знаком того,
что они не уцелели и никогда не вернулись домой.

Относительно Вашего дяди я сильно сомневаюсь, что он был в лагере в Бельгии,
потому что русские русских пилотов и штурманов не содержались в Бельгии.
Скорее всего, он встретил упомянутого Вами человека в Германии в лагере и
потом переехал в Бельгию. Большинство русских пилотов, штурманов и офицеров
были посланы в Litzmannstadt,Dachau,Stalag XVIII и если не было попыток побега,
большинство из них пережили войну и вернулись домой.

Если у Вас есть более детальная информация, пожалуйста, пишите на форуме.

С наилучшими пожеланиями,
Алекс
Вернуться к началу Перейти вниз
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   23.01.12 3:37

Вернуться к началу Перейти вниз
Arrow1
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 10
Дата регистрации : 2011-09-06
Возраст : 47

СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   09.02.12 6:03

Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Авиация Черноморского флота в Великой Отечественной войне
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Морская авиация :: Mорская авиация и флот-
Перейти: