Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   02.10.10 1:22

Эту тему я хочу начать с ГСС, Николая Александровича Кисляка, в 50-х годах он служил на Дальнем Востоке в г. Советская Гавань. На форуме зарегистрировался его младший сын-Александр Николаевич Кисляк, друг моего детства. Надеюсь, что общими усилиями, мы подробнее расскажем об этом замечательном человеке.
Александр на фотографии(30 июня 1956 г.), стоит крайний справа:





Кисляк Николай Александрович – штурман 11-го гвардейского Николаевского истребительного авиационного полка 2-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, гвардии капитан.

   Родился 9 (22) октября 1916 года в городе Тамбов в семье рабочего. Русский. Образование неполное среднее. Работал токарем в тресте «Ленлёгпромстрой» в Ленинграде.

   В Военно-Морском флоте с 1939 года. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Служил лётчиком в 32-м истребительном авиационном полку 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота.

   Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, штурманом истребительного полка. Воевал в ВВС Черноморского флота. Член ВКП(б) с 1941 года. В боях дважды ранен.

   Участвовал:
   - в налётах на вражеские объекты в районе румынского города Констанца, в боях в Северной Таврии и на Перекопском перешейке, в обороне Севастополя – в 1941-42 годах;
   - в обороне черноморского побережья Кавказа, в боях в районе Новороссийска, Майкопа, Туапсе – в 1942;
   - в десантной операции и боях над Малой землёй, в сопровождении конвоев из Батуми и Поти, в Эльтигенской десантной операции, в боях на Чёрном море в районе Скадовск – Крым – Одесса – в 1943;
   - в налётах на порты Одесса, Очаков, побережье Крыма, в освобождении города Николаев, Перекопского перешейка, в налётах на порты Констанца и Сулина в Румынии, в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Болгарии – в 1944.

   Штурман 11-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Кисляк к сентябрю 1944 года совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Кисляку Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4035).

   После войны продолжил службу в ВМФ. Служил штурманом и командиром истребительного авиационного полка в ВВС Черноморского флота. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1958 года полковник Н.А.Кисляк - в запасе. Жил и работал в городе Севастополь, затем переехал в город Николаев (Украина). Умер 8 сентября 1994 года. Похоронен в Николаеве.

   Награждён орденом Ленина (06.03.45), 3 орденами Красного Знамени (10.05.42; 14.01.44; 30.12.56), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.85), 2 орденами Красной Звезды (24.03.43; 03.11.53), медалями.

   Николай Кисляк после окончания Чугуевского авиационного училища и морской стажировки в Ейске служил в 32-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота. Полк базировался в Крыму и занимался непрерывной лётной практикой. 2-я эскадрилья капитана Шубикова, в которой служил младший лейтенант Кисляк, освоила технику «подвесок», когда под фюзеляж бомбардировщика ТБ-3 подцеплялись 2 истребителя И-16 с бомбами и доставлялись в район дальней цели, где «ишачки» отцеплялись и действовали по плану.

   День 22 июня 1941 года Кисляк встретил в кабине своего самолёта. С этого первого дня войны он участвовал в прикрытии неба Севастополя от налётов вражеской авиации и свой первый воздушный бой провёл уже на следующий день. Весь июль 1941 года прошёл в боевом дежурстве, практически непрерывном барражировании над волнами Чёрного моря и встречах с самолётами противника. Воздушных боёв в этот период было немного – враг при встрече с советскими истребителями большей частью поворачивал назад.

   В августе 1941 года Кисляк из района Одессы участвовал во втором налёте на Чернаводский мост на Дунае, в результате которого была полностью разрушена одна ферма и разбит нефтепровод. После этого он в составе эскадрильи наносил удары по нефтеперегонному заводу и складу нефтепродуктов в румынском городе Констанца, а в начале сентября с аэродрома города Скадовск – по вражеским переправам в районе Каховки.

   В том же сентябре 1941 года в составе своей эскадрильи младшему лейтенанту Кисляку пришлось перебазироваться снова в Крым и войти в состав «фрайдорфской» авиагруппы. В это время гитлеровские войска оккупировали всю Северную Таврию и начали штурм Перекопского перешейка. Лётчик неоднократно вылетал на штурмовку войск противника, а однажды в качестве одной из 4-х «подвесок» участвовал в налёте на артиллерийские батареи в районе селения Карт-Казак. Все три батареи были подавлены. Но при возвращении на свой аэродром произошёл воздушный бой с большой группой Ме-109, в котором Кисляк был ранен и полмесяца лечился в Евпаторийском госпитале.

   Как следует долечиться ему не пришлось – гитлеровские войска прорвали Ишуньские позиции и устремились к Евпатории, Симферополю и Севастополю. Прибывший в Севастополь младший лейтенант Кисляк был в составе 32-го ИАП эвакуирован на Кавказ на переформирование. Но уже в конце ноября 1941 года все исправные самолёты были переданы в 5-ю эскадрилью капитана М.В.Авдеева, и в составе этой эскадрильи Кисляк вернулся на аэродром Херсонес под Севастополем, где эскадрилья вошла в состав 8-го ИАП и стала 1-й его эскадрильей.

   В декабре 1941 года Кисляк участвовал в отражение второго штурма Севастополя. Летая на самолёте Як-1, он делал по нескольку вылетов в день в районы Мекензиевые Горы, Камышлы, Бельбек, Верхний и Нижний Чоргунь, Черкез-Кермен и в этих боях открыл свой счёт, сбив 2 самолёта Ме-109. Часто приходилось вылетать на прикрытие штурмовиков из 18-го ШАП, а 21 декабря он участвовал в сопровождении крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», лидера «Харьков», эсминцев «Бодрый» и «Незаможник», которые без потерь доставили в Севастополь крупное пополнение в составе 2-х бригад морской пехоты.

   В конце декабря 1941 года в Крыму наши войска провели удачные десантные операции, в результате которых были освобождены Керчь, Феодосия и весь Керченский полуостров. А 7 января 1942 года были спланированы такие же операции в Евпаторию из Севастополя и в район Судака из Феодосии. Младший лейтенант Кисляк в этот день в составе эскадрильи прикрывал корабли и 2 десантные группы в районе Судака. И хотя обе операции оказались неудачными, врагу был нанесён немалый урон, а лётчики в групповом бою сбили 5 вражеских самолётов.

   28 февраля 1942 года Кисляк, ставший к этому времени лейтенантом, командиром звена, участвовал в тяжёлом воздушном бою с большой группой Ю-87 и Ме-109 в районе Дуванкоя на подступах к Севастополю. Уже при возвращении на аэродром Херсонес он неожиданно был атакован парой Ме-109 и ранен. При этом Як-1 лётчика получил серьёзные повреждения и практически перестал слушаться. Превозмогая сильную боль в ноге, Кисляк сумел посадить израненный самолёт на свой аэродром, после чего в числе других раненых транспортным самолётом был отправлен в геленджикский госпиталь на Кавказ. За мужество и героизм, проявленные в боях за Севастополь, лейтенант Кисляк в мае 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.

   Когда Кисляк вышел из госпиталя, речи о возвращении в Севастополь быть не могло – там мужественные защитники отражали третий штурм. Город, морские и воздушные подступы к нему были блокированы вражескими войсками, и лишь отдельным самолётам удавалось пробиться через эту блокаду. В июне 1942 года Севастополь был обречён и вскоре занят оккупантами.

   С июня 1942 года лейтенант Кисляк служил снова в 32-м истребительном авиаполку, который базировался на аэродромах в Лазаревском и Абаше. В следующем месяце гитлеровские войска форсировали Дон и приступили к операции «Эдельвейс» по овладению Кавказом. Для лётчиков полка Кисляка началась новая боевая работа по прикрытию неба Тамани, Новороссийска и Главного Кавказского хребта.

   В августе 1942 года, захватив Армавир и Майкоп, гитлеровский армейский корпус начал наступление на Туапсе. Горнострелковые же подразделения, продвигаясь по долинам рек, захватили практически все перевалы и даже стали спускаться в направлении Сухуми. В этой тяжёлой обстановке 32-й ИАП, а в его составе и лейтенант Кисляк, вёл боевые действия на Туапсинском направлении. Враг посылал армады бомбардировщиков на наши военно-морские базы Новороссийск и Туапсе. В воздухе происходили практически ежедневные воздушные бои, в которых Кисляк ещё умножил свой боевой счёт на 2 бомбардировщика. В конце октября 1942 года он участвовал в прикрытии десантной операции на Майкопский железнодорожный узел и аэродром, где наши бомбардировщики не только произвели бомбардировку, но и Ли-2 выбросили десантный отряд. В ходе всей операции было на земле уничтожено 12 вражеских самолётов, повреждено ещё 10, в Майкопе возникло много очагов пожаров. Из 31 десантника через горы вернулись 21, и при бомбардировке зенитным огнём был сбит один наш бомбардировщик ТБ-3. Кисляк в этой операции прикрывал наши бомбардировщики и «транспортник» до самой их посадки на аэродром Гудаута.

   Всю осень 1942, зиму и весну 1943 года лейтенант Кисляк воевал на черноморском побережье Кавказа. Кроме воздушных боёв, ему пришлось участвовать в прикрытии с воздуха конвоев, перевозивших из Батуми и Поти военные грузы. А в феврале 1943 года он прикрывал с воздуха десант на Мысхако – легендарную Малую землю. В это время он летал на самолётах различных марок: ЛаГГ-3, Як-1, «киттихаук». За отличия в этих боевых вылетах в марте 1943 года лейтенант Кисляк был награждён орденом Красной Звезды. А в следующем месяце он стал старшим лейтенантом.

   Летом 1943 года 32-й ИАП стал 11-м гвардейским истребительным авиаполком и стал перевооружаться на ленд-лизовские самолёты «аэрокобра». Входил он в состав 1-й минно-торпедной авиадивизии. С этого времени гвардии старший лейтенант Кисляк стал заместителем командира эскадрильи. Боевая страда для полка под командованием гвардии майора К.Д.Денисова началась в октябре 1943 года уже после освобождения Новороссийска и Тамани, когда готовилась десантная операция на Керченский полуостров. В это время Кисляк неоднократно летал на разведку. А 1 ноября 1943 года началась Эльтигенская десантная операция. В этот и последующие дни Кисляк участвовал в прикрытии десантных мотоботов, сопровождении наших штурмовиков и бомбардировщиков, атакующих вражеские позиции. 2 ноября он участвовал в прикрытии второй волны десанта в район Керчи, в том числе прикрывал бот с управлением 318-й стрелковой дивизии во главе с полковником В.Ф.Гладковым. В этот день в групповом бою лётчики полка сбили 4 вражеских самолёта. А на следующий день Керченский пролив форсировали войска 56-й армии. И снова Кисляк – на прикрытии переправы.

   Десантная операция прошла успешно, но овладеть Керчью нашим войскам не удалось. Гитлеровские войска непрерывно атаковали наши плацдармы, и на их штурмовку по нескольку раз в день вылетали наши штурмовики и истребители. Практически всю первую половину ноября 1943 года гвардии старший лейтенант Кисляк провёл в боевых вылетах на поддержку наших десантов в районе Эльтигена, Керчи и Еникала.

   В середине ноября 1943 года командование ВВС ЧФ задумало большой перелёт. В это время войска 4-го Украинского фронта освободили всю Северную Таврию вплоть до Херсона и Сиваша, и стало возможным с её аэродромов действовать по морским коммуникациям противника между Крымом, Николаевом и Одессой. Была сформирована особая авиагруппа из полка штурмовиков, полка пикирующих бомбардировщиков, полка торпедоносцев и 11-го ГИАП, которая должна была действовать с аэродрома Скадовск. При формировании этой авиагруппы гвардии старший лейтенант Кисляк был назначен штурманом 11-го ГИАП и уже 20 ноября 1943 года на своей «аэрокобре» перелетел через Азовское море.

   Уже с конца ноября 1943 года гвардии старший лейтенант Кисляк стал вылетать на сопровождение штурмовиков и торпедоносцев. В эти дни были потоплены вражеский транспорт, баржа, 2 самоходных парома типа «Зибель» с танками и совершены налёты на порты Ак-Мечеть (Черноморское), Одесса и Очаков. В Ак-Мечети группой, в которую входил и Кисляк, был потоплен лихтер «Еморхопулос» водоизмещением 1300 тонн. Досталось также другим кораблям и портовым сооружениям. Кроме этого действия истребителей, в том числе и Кисляка, были направлены на перехват транспортных самолётов Ю-52, курсировавших между Одессой и Крымом. В декабре 1943 года Кисляк открыл счёт и этим «трёхмоторникам». Тогда же он участвовал в штурмовках вражеского десанта, высадившегося на Кинбурнской косе.

   11 января 1944 года гвардии старший лейтенант Кисляк и ведомый младший лейтенант В.И.Орлов в разведывательном вылете обнаружили в порту Одессы под погрузкой два крупных транспорта. В этот же день они в составе шестёрки «аэрокобр» вылетели на прикрытие группы Пе-2 на бомбардировку порта Одесса. В результате прямых попаданий бомб были уничтожен транспорт водоизмещением 3000 тонн, сухогрузная баржа и нанесены большие разрушения портовых сооружений. С нашей стороны был потерян один Пе-2 – экипаж капитана А.К.Кондрашина. За успехи в боевых действиях «Скадовской авиагруппы» гвардии старший лейтенант Кисляк был награждён вторым орденом Красного Знамени.

   25 января 1944 года гвардии старший лейтенант Кисляк ещё увеличил свой боевой счёт. В этот день он в паре с гвардии лейтенантом В.А.Любимковым совершал облёт всех морских подходов к Севастополю. Враг, отрезанный с суши, получал подкрепления, боеприпасы и военное снаряжение по морю и воздуху. Наши истребители вылетали на перехват и нередко заставляли немецкие транспортные самолёты возвращаться назад, не достигнув цели. На этот раз Кисляк и его напарник обнаружили в районе мыса Тарханкут группу из 29 транспортных Ю-52. Они шли на небольшой высоте, прижимаясь к воде. Это обеспечивало им надёжную защиту. Снизу их не атакуешь - прикрывает море, а сверху тоже трудно, так как неминуемо попадёшь под сильный огонь пулемётов. Тем не менее, Кисляк отважился на атаку. Мастерски выполняя сложные манёвры, истребители атаковали врага и ухитрялись, при этом, сами уходить из-под ответного огня. Вот вспыхнул один Ю-52. За ним - второй, третий... В этом бою Кисляк и его ведомый сбили 4 вражеских самолёта. Но вражескому стрелку удалось всё же поразить самолёт ведущего. Из строя вышла бензосистема. Несмотря на все трудности, лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома. А через несколько часов после устранения неисправности Кисляк снова взмыл в воздух. В феврале 1944 года ему было присвоено звание гвардии капитана.

   В начале марта 1944 года Кисляк в составе шестёрки «аэрокобр» участвовал в непростой операции прикрытия с воздуха 12-и торпедных катеров, перебазировавшихся из Геленджика в Скадовск. Приняв их от Ил-4 в Каркинитском заливе, лётчики вступили в бой с группой ФВ-190 и не позволили им атаковать наши катера. 10 марта Кисляк участвовал в большом налёте нашей авиации на 2 вражеских аэродрома в районе города Николаев: Колюбакино и Водопой, где штурмовиками было уничтожено 8 самолётов противника, 1 зенитное орудие и 2 спецмашины. Кроме этого были повреждены 7 самолётов и 3 автомашины, взорваны 2 склада боеприпасов и подожжён бензосклад. Истребителям же пришлось вести тяжёлый воздушный бой, а котором было сбито 13 ФВ-190 и Ме-109. После освобождения советскими войсками города Николаева 11-й ГИАП получил почётное наименование «Николаевского».

   8 апреля 1944 года началось освобождение Крыма. В ходе этой операции гвардии капитан Кисляк участвовал в прикрытии штурмовиков при налётах на вражеские позиции на Перекопском перешейке и в районе Ишуньских укреплений. А когда наши войска устремились вглубь Крыма, 11-й ГИАП был перенацелен на Одесское направление. Но и Одессу наши войска вскоре освободили.

   В мае 1944 года с одесского аэродрома Кисляк систематически летал на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль побережья до устья Дуная в целях вскрытия обороны противника и определения момента возможного отвода немецким командованием своих войск. Он придумал способ установки на «аэрокобрах» бомбодержателей, к которым подвешивались 250-килограммовые фугасные бомбы, и истребитель мог производить бомбометание по наземным целям, превращался в штурмовик. Кроме этого под каждой плоскостью были размещены по бомбодержателю для ФАБ-100 с тем, чтобы можно было менять варианты бомбовой нагрузки. Теперь с крутого пикирования сбрасывались ФАБ-100, для чего использовался штатный коллиматорный прицел, предназначенный для ведения огня из бортового оружия. Уменьшилось рассеивание и ФАБ-250 при сбрасывании их с помощью прицеливания по разметке. Таким способом были уничтожены несколько землечерпалок и других вражеских плавсредств в районе порта Сулина на Дунае.

   В июле 1944 года 11-й ГИАП перебазировался в Крым на аэродром города Саки. Отсюда 19 августа 1944 года, за день до начала Ясско-Кишинёвской операции, гвардии капитан Кисляк участвовал в массированном налёте нашей авиации в количестве 204 самолётов на румынский порт Констанца. Истребители очищали небо от «мессеров» и прокладывали путь нашей мощной авиации. В этом налёте порт был полностью разрушен, а Кисляк сбил один вражеский самолёт. Через день налёт на Констанцу был повторен, и уже после него Кисляк в составе полка вернулся в Одессу.

   В сентябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта вступили на территорию Болгарии, и 11-му ГИАП было приказано обследовать болгарские морские порты на наличие вражеских войск. Была проведена десантная операция с воздуха и моря в районе города Бургас, в которой гвардии капитан Кисляк также принимал участие. Но сражаться десантникам было не с кем…

   Здесь, в Болгарии, и закончился боевой путь гвардии капитана Кисляка. К сентябрю 1944 года он совершил 302 успешных боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв, в которых лично сбил 12 вражеских самолётов. Много раз штурмовал он наземные и морские цели противника, уничтожив большое количество живой силы и различной техники врага. 6 марта 1945 года однополчане сердечно поздравили его с присвоением звания Героя Советского Союза...


Последний раз редактировалось: Сергей (21.04.16 0:46), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   02.10.10 3:13

ПОКРОВСКИЙ
Владимир Павлович





22.07.1918
- 29.03.1998



Покровский Владимир Павлович - командир
звена 2-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного
полка имени Сафонова Б.Ф., гвардии капитан.

Владимир Покровский
родился 22 июля 1918 года в деревне Слобода Смоленской области, в семье
рабочего. Окончил 8 классов средней школы и Ленинградский морской
техникум. С 1937 года на службе в Военно-Морском Флоте. В 1940 году
окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков.

Летчик-истребитель
Владимир Покровский - один из учеников и боевых соратников легендарного
североморского героя Бориса Сафонова. В 72-й смешанный авиаполк ВВС
Северного флота Владимир Покровский прибыл незадолго до начала войны. В
сафоновской эскадрильи молодой летчик прошел отличную школу, в
совершенстве овладел искусством воздушного боя, получил настоящую
воинскую закалку. С первых дней Великой Отечественной войны В.П.
Покровский - на переднем крае. Уже 31 августа 1941 года он открыл боевой
счет, сбив в одном из поединков "мессершмитт".

Покровский был
участником знаменитого воздушного сражения 15 сентября 1941 года,
навсегда вошедшего яркой страницей в историю североморской авиации,
когда несколько североморских истребителей вступили в бой с 52
"юнкерсами" и "мессершмиттами" и одержали над ними блестящую победу,
сбив 13 немецких самолетов и обратив в бегство остальных. В тот день
Владимир Покровский сбил один самолет.

…Это было зимой 1942 года.
Пролетая над морем, Покровский заметил группу немецких
бомбардировщиков, направлявшихся к советским кораблям. Несмотря на
многократное численное превосходство врага, он, не раздумывая, пошел
один пошел в лобовую атаку на бомбардировщиков. 4 "мессершмитта" из
группы прикрытия стали заходить в хвост самолета Покровского. Но
гвардеец не дал застигнуть себя врасплох. Резко развернувшись, он в лоб
атаковал "мессершмиттов". Огненные трассы прошили один из вражеских
истребителей, и тот, оставляя за собой спираль черного дыма, рухнул в
море.

Владимир Покровский участвовал в воздушном бою 30 мая 1942
года. В тот день большая группа немецких бомбардировщиков Ju-88 из
состава KG.30 атаковала конвой PQ-16. На прикрытие судов конвоя вылетела
четвёрка гвардейцев: майор А. H. Кухаренко, капитан П.И. Орлов, старший
лейтенант В.П. Покровский и подполковник Б.Ф. Сафонов. Задачей лётчиков
было сменить отряд дальних истребителе Пе-8 из 95-го ИАП, до этого
времени прикрывавший конвой. Вскоре после вылета ведомый Сафонова - А.H.
Кухаренко - повернул назад, поскольку у его "Киттихаука" стал барахлить
двигатель. Остальные три Р-40 завязали бой с "Юнкерсами". Наши пилоты
показали всё, на что они были способны: Сафонов записал на свой счет три
победы, а остальные пилоты - по одной. Однако этот бой стал последним
для Бориса Сафонова. В 10:35 его самолёт ударился о поверхность воды и
затонул...

К маю 1943 года Владимир Павлович Покровский совершил
350 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, лично сбил 13 самолетов
противника и в группе 6 самолётов противника. Родина высоко оценила
заслуги патриота, наградив его двумя орденами Красного Знамени.

Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года командиру звена
2-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиаполка имени
Сафонова Б.Ф. гвардии капитану В.П. Покровскому было присвоено звание
Героя Советского Союза.

После окончания войны Владимир Павлович
продолжил службу в авиации Военно-Морского Флота. В 1954 году успешно
окончил Военно-воздушную академию. С 1956 года гвардии подполковник В.П.
Покровский - в запасе. Последние годы жил в Ленинграде. Награждён
орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й
степени, Красной Звезды, медалями.

Его бюст установлен на Аллее
Героев в поселке Сафоново Мурманской области. Его имя присвоено
истребителю-перехватчику МиГ-31 174-го гвардейского Краснознаменного
истребительно-авиационного Печенгского полка имени дважды Героя
Советского Союза Б.Ф. Сафонова.


Последний раз редактировалось: Сергей (24.05.15 0:11), всего редактировалось 4 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   02.10.10 3:22



21 марта 2006 г. после тяжелой непродолжительной болезни на 87-м году
жизни скончался известный фронтовик-летчик, Герой Советского Союза
полковник в отставке Баршт Абрек Аркадьевич Абрек Аркадьевич родился 2
декабря 1919 года в селе Старая Збурьевка Херсонской области в семье
служащего. Мечта о крыльях привлекла юношу 19 лет в Батайскую военную
авиашколу.
В действующей армии с 1942 года - командир эскадрильи 118
отдельного корректировочно-разведывательного авиаполка 2-й воздушной
армии 1-го Украинского фронта.
Фронтовик-новатор внедрил ряд более
совершенных способов использования самолетов-истребителей для наведения и
корректировки действий ударных сил фронта.
Майор Баршт к апрелю 1945
года совершил 365 боевых вылетов, которые способствовали нанесению
большого ущерба противнику. Его экипаж сбил четыре вражеских самолета.
Заслуженный фронтовик удостоен звания Герой Советского Союза 10 апреля
1945 года.
В 1949 г. Баршт А.А. окончил Военно-воздушную академию и
командовал истребительным авиаполком МиГ-17 в составе Морской авиации
Тихоокеанского флота. В дальнейшем образцово служил старшим инспектором
авиации в армии ПВО в Ленинграде.
С 1965 года полковник Баршт в
запасе. Работал начальником Гражданской обороны крупного ленинградского
завода, возглавлял планерный клуб. Много души и сил вложено им в
активную военно-патриотическую работу. В 90-е годы с его участием создан
общественный фонд «Победа 1945 года», который и сегодня оказывает
содействие ветеранам и семьям погибших фронтовиков.
Родина высоко
оценила заслуги Абрека Аркадьевича. Рядом с его Звездой Героя - семь
орденов и многие медали.
Светлая память о нем, верном сыне Родины,
навсегда останется в сердцах военных авиаторов и всех, кто его знал
Ю.Д.
Антипов, Б.В. Белявский, Б.В. Смирнов, В.И. Минаков, А.И. Разгонин,
А.А.
Артамонов, Э.С. Катаев, М.А. Бирюков, Н.М. Лаврентьев, В.Т. Мельников,
Г.Т.
Аванесов, В.Д. Ермилов, В.Д. Егоров, В.В, Трушенков, А.М. Красиков.


Последний раз редактировалось: Сергей (05.03.13 23:37), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   02.10.10 3:28






И еще из этого письма появилась фамилия заместителя командира 58-го иап
ТОФ, ГСС подполковника Тургенева Федора Николаевича, который оказалось
был выпускником Ейского училища 37 г. Вот короткая справка о нем.



Родился 28.06.1912 г. в г. Абдулино ныне Абдулинского района
Оренбургской области. Русский. Член КПСС с 1941 г. Окончил 8 классов. В
ВМФ с 1934 г. Окончил в 1937 г. Ейское военно-морское авиационное
училище.

Участвовал в советско-финляндской войне 1939 — 40 гг.

В
боях Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Командир звена
18-го шап ВМФ, капитан Тургенев к июню 1942 г. совершил 86 боевых
вылетов на штурмовку скоплений войск врага, в воздушном бою уничтожил 1
самолет противника и 3 — на аэродроме.

24.07.42 г. Ф.Н.Тургеневу
присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1943 г.
назначен командиром 47-го шап ВМФ.

После войны продолжал службу в
ВМФ. С 1960 г. подполковник Тургенев — в запасе. Жил в городе
Орехово-Зуево Московской области.

Награжден орденом Ленина,
четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2 степени, Красной
Звезды, медалями.

Умер 15.12.1971 г.


Последний раз редактировалось: Сергей (21.04.16 18:14), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   17.10.10 0:04

В конце 40-х и начале 50-х в 41-м иап ТОФ, в должности зам.командира
полка, проходил службу известный летчик-истребитель, выпускник Ейского
училища 40 г., ГСС Татаренко Д.М.-очень легендарная личность, один из
герев романа К. Чуковского "Балтийское небо" и одноименного фильма. Кто
интересуется историей Морской истребительной авиацией очень рекомендую
прочитать роман и посмотреть фильм.


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   17.10.10 0:10

Татаренко Дмитрий Митрофанович - командир эскадрильи 3-го истребительного авиационного полка 61-й авиационной бригады военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Балтийского флота, капитан.

Родился 23 мая 1921 года в посёлке Новоантоновский ныне Коченевского района Новосибирской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил школу № 20 в городе Шахты Ростовской области. Работал и учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище, после чего служил лётчиком ВВС Тихоокеанского флота в авиационной части, дислоцировавшейся в Советской Гавани (с 1941 года и ныне - город). В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир эскадрильи 3-го истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) капитан Дмитрий Татаренко к марту 1943 года совершил пятьсот пятьдесят боевых вылетов, в ста двух воздушных боях сбил лично четырнадцать самолётов противника и восемь в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Татаренко Дмитрию Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 885).

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал службу в ВВС СССР. В 1945 году он окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953 году - Военно-морскую академию, в 1962 году – Военную академию Генерального штаба.

Генерал-майор авиации Татаренко Д.М. командовал 216-й истребительной авиационной дивизией (10-я отдельная армия ПВО страны). С 1967 года генерал-майор авиации Татаренко Д.М. - в запасе, а затем в отставке.

Заслуженный ветеран жил в городе Кисловодске Ставропольского края. Скончался 14 марта 1995 года.

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Нахимова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, иностранным орденом. Удостоен званий Почётного гражданина города-героя Ленинграда и столицы Эстонии – города Таллина.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   07.03.11 20:50

Данные материалы публикую с согласия Павла Левшова и Александра Сесёлкина.
. 7 октября 2010 г. в г. Советская Гавань Хабаровского Края силами Советско-Гаванского районного общества "Краевед" во главе с его председателем Александром Николаевичем Сесёлкиным, при активном содействии районной администрации Советско-Гаванского муниципального района, Советско-Гаванского районного Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, воинов гарнизона Монгохто, было произведено захоронение останков прославленного летчика-балтийца, выпускника Ейского ВМАУ, кавалера ордена Александра Невского, трех орденов Красного Знамени и Отечественной войны подполковника Потёмкина Александра Ивановича

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   07.03.11 21:09

После войны А.И. Потёмкин продолжал службу в ВВС 5-го ВМФ (начальник воздушно-стрелковой службы 105 авиакорпуса ВМФ в Порт-Артуре и командир 949 ораэ ВВС 7-го ВМФ на Аэр. Майгатка).
12 июня 1953 г. командир эскадрильи подполковник А.И. Потёмкин трагически погиб при выполнении контрольного облета после ремонта самолета Ла-11р из-за столкновения с сопкой днем в СМУ в районе поселка ДЭСНА (сейчас п. Майский, Советско-Гаванский район).
Авиатор был захоронен на кладбище вблизи пос. Майгатка. Со временем оно пришло в запустение и несколько лет назад могила летчика с трудом была обнаружена следопытами. После этого активистами общества "Краевед" была начата кропотливая работа по переносу останков знаменитого летчика. Для этого была разыскана дочь летчика, проживающая в Ростовской области, которая дала документальное согласие на перезахоронение. Пройдены различные инстанции, согласована масса непростых вопросов, собраны пожертвования от предпринимателей и граждан района на изготовление памятника и т.д. И вот - титанические труды краеведов, работников районной администрации, членов районного Совета ветеранов увенчались успехом.
7 октября 2010 г. при стечении жителей города Советская Гавань гроб с останками А.И. Потёмкина с площади Победы на орудийном лафете был с воинскими почестями перевезен на центральную аллею городского кладбища. Летчики гарнизона Монгохто почтили его память пролетом над процессией самолета Ту-22м3.


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   07.03.11 21:19

Там прославленному летчику были отданы последние почести. Над его могилой был установлен прекрасный памятник, отражающий славный боевой путь авиатора.

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   07.03.11 21:26

16 октября 2010г. представитель МА ТОФ п-к Левшов П. В., участвующий в работе межрегиональной краеведческой конференции в г. Советская Гавань, возложил цветы на могилу А. И. Потемкина от имени Совета Ветеранов и Командования МА ТОФ (справа - председатель общества "Краевед" Сеселкин А. Н.).

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   10.03.11 21:58

Александр Сесёлкин, попросил внести изменения в данные материалы:

12 июня 1953 г. командир 949 ОРАЭ, подполковник Потёмкин А.И. вылетел с аэродрома «Майгатка» на облёт самолёта Ла-11. Самолёт потерпел катастрофу юго-восточнее населенного пункта Чипали Советского (сейчас Советско-Гаванского) района.

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   28.01.14 17:42

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1545
С октября 1954 г. по январь 1955 г. в 41-иап ТОФ в должности заместителя командира полка-штурмана АЭ, проходил службу ГСС Батиевский Алексей Михайлович.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   28.01.14 18:09

До 1953 г. в 42-м иап ТОФ проходил службу, ГСС, Фоменков Федор Васильевич.

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=14827
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Летчики-ассы и ГСС, служившие в г. Советская Гавань.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Морская авиация :: Другие авиационные части и отряды ТОФ :: Посвящается памяти Истребительной Авиации ТОФ-
Перейти: