Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
На страницу : 1, 2, 3  Следующий
АвторСообщение
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   15.07.10 3:02

Как и Морская истребительная авиация, этот род подразделений ВВС ТОФ заслуживает самого пристального внимания.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   15.07.10 3:06

1949 г. М.С. Эдельштейн, 2 курс Ейского училища. Комната славы. Проходил
службу в 539 омдраэ ВВС ТОФ в конце 50-х г.


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   15.07.10 3:18

Краткая
справка по 539 омдраэ ТОФ, данная Павлом Левшовым. В этой аэ в 50-х
годах проходили службу Калинин В.П. и Марк.
115 отдельный морской
ближнеразведывательный Юкинский авиационный полк
(539 отдельная
морская дальнеразведывательная Юкинская авиационная эскадрилья)
В мае
1938г. формируется 115 морской ближнеразведывательный авиационный полк
на самолетах МБР-2, базирующийся на ст. Океанская. Новая часть была
пятиэскадрильного состава.
В июле-августе 1938г. экипажи самолетов
МБР-2 полка приняли участие в боях у оз. Хасан. Они вывозили раненых
бойцов из района вооруженного конфликта в госпиталь на ст. Океанская,
делая посадку на озере Хасан.
В 1940г. в составе 115 омрап,
вооруженного самолетами МБР-2 имелось 48 экипажей.
В годы войны
основными задачами полка были воздушная разведка и противолодочный поиск
в заливе Петра Великого.
Приказом НК ВМФ 00257 от 29.12.1944г. был
установлен Годовой праздник части - 14 мая.
С сентября 1943г. на
вооружение одной из эскадрилий полка начали поступать РВУ-6А "Каталина" и
РВN-1Y "Номад", полученные по ленд-лизу из США.
С началом военных
действий полк активно включился в боевую работу. Самолеты МБР-2 полка 9 и
10 августа 1945г. наносили удары по корейскому порту Расин. Летчики
полка записали на свой боевой счет танкер, несколько уничтоженных
складов, кроме того, от бомбежки возникло несколько очагов пожаров на
причалах и пирсах.
Приказом Верховного Главнокомандующего 0501 от
15.09.1945 г. за мужество и героизм, проявленные личным составом полка в
боях с милитаристской Японией и за отличие в боях при освобождении
корейского города Юки ему было присвоено почетное наименование
"Юкинский".
30.01.1947 г 4-я МБРАЭ полка была расформирована.
С
15.07.1950г. 115 мрап был переформирован в 539 отдельную морскую
дальнеразведывательную авиационную эскадрилью вооруженную самолетами
РВN-1Y и РВУ-6А (136 военнослужащих).
К 30.12.1955г. 539 омдраэ была
переведена со штата самолетов РВN-1 и РВУ-6А на штат самолетов Бе-6.
15.07.1960г.
в рамках "дальнейшего значительного сокращения ВС СССР" на основании
директивы ГШ ВМФ ОМУ/13030 от 27.03.1960г. 539 омдраэ была
расформирована.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   15.07.10 3:19

Калинин В.П. проходил службу в 1744 омдрап ВВС 5 ВМФ ( в дальнейшем 1744
омдраэ) в период с 1952-1953 гг., в 539 омдраэ ВВС ТОФ (1953-1955 гг.,
1957-1960 гг.) и в 16-м омдрап ВВС ТОФ (1955-1957 гг).
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   15.07.10 3:26

Командир 539 омдраэ ТОФ, в периоды с 1953-1955 гг., 1957-1960 гг., Калинин Виктор Павлович.


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   16.07.10 13:54

Групповая фотография личного состава 539 омдраэ ТОФ,конец 50-х г., из
семейного архива Калинина В.П.(все фотографии, касающиеся этой темы, присланы мне сыном Виктора Павловича Калинина, Александром)


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   16.07.10 18:45

К этой теме:

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.07.10 0:37

Из этой темы:
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.07.10 0:40

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.07.10 0:43

539-я омдраэ ТОФ.


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.07.10 22:27

И центре Виктор Павлович Калинин.

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.07.10 22:32

Как пишет Александр Калинин, в Морской Авиации, было все демократично,
командир аэ, Калинин В.П. (крайний справа) на отдыхе со своими
летчиками.


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 3:53

Эта тема несколько у нас затихла, будем её бодрить. Из воспоминаний летчика ДРА ТОФ, М.С. Эдельштейна (далее все посты, воспоминания от его имени, Марк Соломонович, дал мне добро на размещение его материалов на данном сайте, вместе с моим отцом они летали в полярной авиации, его воспоминания об отце мне очень дороги):

В январе 1952-го года я, после окончания николаевского ВММТАУ (Военно-Морское Минно-Торпедное Авиационное Училище. Оно существовало до 1956 г, поэтому я так подробно нго назвал) прибыл на ТОФ, в Романовку в 1535-й Киркинесский, Гвардей ский, орденов... полк.

Самолет мой - Ил-4. Для штурманов: в носу кабины ГОРИЗОНТАЛЬНО установлен путевой компас А-4,Это картушка, плавающая в жидкости, как на кораблях восемнадцатого века.

И вот как то летом, только только начинало рассветать, посыльный грохочет в окно (я жил в деревне): Тревога! Прыгаю в комбенизон, Планшет с картрй, ветрочетоми и НЛ-8 и бегом в эскадрилью. Сейчас, думаю, как обычно -постение, проверка явки, поболтаем немного, о пойдем досыпать.

Перед штабом эскадры адьютант: Получать оружие, и на стоянку готовить самолеты к вылету! Ну, думаю, наверно Комдив нас проверяет. Стоянку прожектора освещают, охрана с автоматами. Подготовили машины к вылету, заправили, ждем. Команда: подвесить по четыре ФАБ-250, ввенуть взрыватели АПУВ-1, Ого! Не иначе нас Командующий ВВС проверяет!!

Подвесили, сделали, ждем что дальше будет. А дальше - следующая команда: Вывернуть взрыватели, бомбы снять, подвесить четыре ФАБ-500, ввернуть взрыватели...

Вы представьте себе что это такое: Полк, 27 машин, на каждой две тонны боьб с боевыми взрывателями. Да еще видим, что на стоянку второго полка провезли торпеды с боевыми зарядными отделениями, в за тем мащина с автоматчиками, а там взрыватели к торпедам!Что, говорю, Шмага (летчик мой, Шмачков Вадим, а по паспорту - Выдезнар, т.е. - Выше Держи Знамя Революции, вот родители удружили!), не иначе сам Генерал-полковник Преображенский пожаловал! Летному составу в штаб полка! На доске большая схема: Залив Петра Великого, южнее ордер кораблей, в центре - аваяносец. Командир полка с указкой около схемы. - Товарищи офицеры! Тревога - боевая. Повторяю: тревога была не учебная, не учебно- боевая, тревога -БОЕВАЯ!! Авианосец "Энтерпрайс" , работавший по Корее ( напоминаю:52-й год, Корейская война)взял курс на нашу Главную ВМ базу, на Владивосток. В составе ордера один крейсер, ....эсминцев, ...сторожевиков. На данный момент кординаты Широта..., долгота... Наша задача - бомбовый удар полком, осровная цель - авианосец.

10 минут на прокладку маршрута, и по самолетам. Полк поведу я.
По команде весь полк запустился,выруливаем, первое звено уже на полосе (я во втором звене). За нами вытягивается второй полк с торпедами.

Командир полка просит взлет. -Минуту ждать! Через минуту-две опять - Разрешите взлет! -Минуту ждать! И так раза три. Потом команда: -Двигатели выключить, из кабин не выходить, запуск по трем зеленым ракетам.

Через три часа зарулили на стоянку, бомбы не снимали, Трое суток провели в штабе и около него, потом - отбой. Вот я описал то, что было. Больше ничего не знаю кроме того, что за несколько минут, когда мы были уже на взлетной, авианосная эскадра застопорила ход. Остальное - додумывайте сами. Знаю только одно: наш полк был послан для отвлеченияи должен был быть практически полностью уничтожен: 27 тихоходных ИЛ-4 (если не ошибаюсь - 270км) плотным строем, на высоте 1200м.... Но тогда мы об этом не думали.


Последний раз редактировалось: Сергей (17.04.11 18:24), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 4:08

На каких самолетах летал в те давние былинные времена, и чем занималась тогда Морская авиация.

Окончил я Николаевское ВММТАУ в 51 году на Ил-4.Наше училище, насколько я знаю, (хотя нет полной уверенности, что это так), где выпускались и пилоты, и штурманы. На третьем курсе на боевые машины - Пе-2, ТУ-2, ИЛ-4, садились три матроса, три курсачя: летчик, штурман и стрелок-радисти и вперед, всю программу проходили вместе в таком экипаже.Летали по полной программе: маршруты, бомбометание, АФС,разведка, низкое торпедометание.Вот на этом остановлюсь маленько.Этим уже, наверно, лет пятьдесят не занимаются, и написано об этом мало, почти - ничего. А интересное занятие!

Подвивается торпеда, как сейчас помню: 25-36 АНУ, вместо Боевого зарядного отделения - учебное, в котором вместо взрывчатки - 190 литров(сядьте поустойчивей)чистого ЭТИЛОВОГО спирта.Я не зря подчерннул - этилового, только как. Для этого, как и для антиобледенительных систем применялся только чисткйший этиловый спирт.Почему? Очень просто:при любом, самом жестком, контроле, в противном случае потери в авиации были бы значительно больше, чем во время войны. Ну ладно, я малость отвлекся.

Углубление на торпеде ставится восемь метров, чтобы в борт не врезаля.
Взлетаем, и на полигон в Киркенитский залив, а там уже эсминец, а то и крейсер, ходит.
Выходим на полигон на 1200м, ищем цель. А, вон он прет! Разворот на цель, резкое снижение до тридцати метров. Боевой! Сброс за 8-10 кабельеовых. Выходим из атаки с разворотом, чтобы в мачты не врезаться. За пару лет до нас приизошел такой случай:

Вышел такой экипаж на полигон, а дымка была сильная, ищут цель. Видин штурманец в дымке
вдалеке какая то коробка шлепает. О! Вижу цель! Курс..., Снижаемся! Боевой!!! А это был какой то румынский транспартюга. У моряков еще память о войне свежа,видят - торпедоносец в атаку заходит, дают SOS, Видят след от торпеды, многие с борта попрыгали.Шума, говорили, меого было.
Да, веселое было время! А самолеты были старые, изношенные, на некоторых еще сохранились маленькие корабликиЮ на фюзеляже нарисованые..Редкий день обходился без задержек, а то и вынужденных. Похоронили мы тогда за лето восемь наших товарищей.
В следующий раз продолжу, если интересно.

***

... Много есть что рассказать о том далеком времени. Тем более, что, благодаря "Старшему матросу" я попал в свою родную компанию, все все понимают.А с Колей мы знакомы очень давно, более полувека, т.е еще с прошлого тысячелетия. Он еще под стол пешком ходил Его отец - летчик, и его дядя, штурман,Саша Бендрышев, это были мои близкие друзья. Представьте себе: в Николаевском гарнизоне в одной квартире живут два друга: летчик и его штурман, а жены их - родные сестры. А я хоть и служил в Сергеевке, но был у них частым гостем. Иных уж нет, а те - далече...

В январе 57-го перебрался я На Океанскую Нач. ПД и спасательной службы-штурманом корабля. И вот примерно через год поднимают мой экипаж по тревоге: На полигоне "Бухта Анна" упал ИЛ-28. Пошли в район, шесть часов ходили там, ничего и никого не нашли.. И так получилось, что в тот же вечер я ч чем то срочным загремел в госпитаь во Владивосток. На другой день мне кто то говорит, что Ил был из Николаевской дивизии, жив один летчик, лежит в соседней палате. Я бросился туда, моя же дивизия. И слышу такую историю. Пошлс на полигон. Летчик и штурман молодые, попали в облака, потеряли пространственнуб ориентировку, падают. Командир, как он мне сказал, приказал катапультироваться и сам катапультировался, он один и остался жив.

Я спрашиваю - А кто штурман бул?
- Да Вы не знаете, молодой.
Я только дух перевел, а он говорит: - Там еще штурман звена был - капитан Бендрышев....
Знал бы я кого я искал вчера весь день....

А потом я узнал подробности. Еще в бытность мою в Сергеевке в чью то дурную голову пришла идея полсаживать в кабину Ил-28 , расчитаную на одного человека, с одной катапультой, штурмана-инструктора. Мы еще тогда говорили, что добром эта идиотская затея добром не кончится. Вот и в этот раз так полетели: на основном кресле, на катапульте - Саша, а на боковом сиденьи, у прицела, штурман.
Когда падали - все переговоры шли в эфир:
- Садись на колени!!!
-Прыгайте, у вас дети! (За пру месяцев у Саши сын родился, а Ниночке три годика было)
- Садись, тебе говорят!!!!!

Вобщем - какапультировались они вместе. Штурман и стрклок-радист погибли сразу. А у Саши, как потом оказалось был только закрытый перелом одной ноги.Вю ночь плыл к стоя щему вдалеке крейсеру (тоже учавствовал в поиске, но с темнотой застопарил ход). Не думал умирать: пыталя привлечь внимание выстрелами из пистолета, вложенного в кабуру и застегнутую: ведь за утерю пистолета под суд отдают!

С рассветом вахтенный увидел его в 60-и метрах от борта крейсера. Медики пришли к выводу, что смерть наступила за сорок минут до того, как его подняли. Смерть - от переохлаждения организма.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 4:16

Расскажу о самом, наверно, необычном экзамене в системе нашей родной Морской Авиации за все время ее существования.

Итак, утро 6 ноября 1951 года. День последнего государственного выпускного экзамена.В нашем классном отделении это История нашей родной коммунистической партии, тогда она называлась ВКП(б).Ну, это понятно, штурман торпедоносец без знания истории партии, это все равно, что жених без мужского отростка. Не подумайте, что это я придумал такое сравнение. Еще когда то очень давно нобелевский лауреат Михаил Шолохов написал повесть "Они сражались за Родину" Так там, но только в первом издании, потом вычеркнули, так вот там у него есть такое сравнение: - солдат без чего то там, ну и так далее...про отросток. Да, позавтракали мы и только собрались двинуться на последний экзамен, как молнией пронеслась весть:Приказ в Москве только что подписан!!!!!! То есть мы уже не курсанты, мы все уже лейтенанты, летчики и штурманы!! Ура!!!!! Ну, ура то ура, а дальше то что? А ничего, надо идти и сдавать экзамен. Представляете себе ситуацию??

Дело объяснялось просто.Обычно выпускники ждали Приказа пару недель, а то и больше.Уж не знали, бедняги чем заняться.В город не тянуло, наоборотт-ткое каких встреч уже избегали. в общем мучительное было ожидание. Кто бывал в Николаеве наверно помнят перед центральным входом в УЛО фонтан (когда мы были на тридцатилетии в 81 году он еще был).

Так вот за год до нас, мы из окна аудитории наблюдали занятную сцену: Заросшие, одуревшие вконец выпускники выпустили из банки наловленных в Буге бычков в фонтан, расселись вокруг с удочками, через полчаса бросили удочки,повылавливали этих бычков руками, выкинули их куда попало и пошли в кубрик, наверно - спать.

А у нас была иная ситуация. Училище расширялосьВместо нас, 192-х человек, набрали что то около 350-и первокурсников, девать их было некуда, жили они в палатках. А уже осень глубокая, болели, ныли. Ну и начальство правильно решило, что так как все мы были обречены на успешную сдачу экзаменов, то был заранее составлен проэке Приказа, и отправлен в Москву.А там, повидимому на день ошиблись. Мы всего этого конечнотогда не знали. И вот представьте себе:сижу я с билетом, один из самых последних, в гнусно-приподнято-праздничном настроении и смотрю в окна: в одно вижу около кубрика курсачи наши (вернее уже лейтенанты, как и я)кителя с золотыми погонами примеряют, фуражки с крабами, в другое - в трибуну последние флаги втыкают. А я должен рассказывать какая там толковища была на пятом съезде!!!А в голове, конечно торричелева пустота.

Хорошо - председателю, генералу, в туалет понадобилось.Тут же подскачил Нач цикла Истории партии, полковник, Что у тебя, пятый съезд,Знаешь?
Пиши: - выступали....Вопросы.....Решения.....

Вобщем вышел я, отбарабанил все,как паномарь, получил полновесную пятерку. И через полчаса на торжественном построении всего Училища слушал Приказ.





***

Предпоследний экзамен был четвертого ноября - Минно-торпедная подготовка, т.е. основное для штурмана торпедоносца.

Беру билет, и сразу бросается в глаза второй вопрос - Рассчет угла раствора двух торпед при ударе по цели, идущей ходом...узлов под курсовым углом...градусов.Ну, думаю, тут я блесну! Это был самый сложный вопрос всего курса, две страницы сплошной математики. Я не был никогда отличником, так - середнячок. Но как то так получилось, что именно эту тему я очень хорошо разобрал, это был мой коронный номер. Но взглянув на первый вопрос, я обомлел: Преоритет в области развития минно-торпедного оружия. Ужас!

Большинству из вас, к счастью, понятие борьбе с космополитизмом известно только из литературы. а тогда был самый разгар этой самой борьбы.А сводилось все к тому, что весь мир был в еще совершенно диком, первобытном состоянии. Но они сукины дети, все великие открытия и изобретения российских ученых приписали себе, и необходимо наконец с этим разобраться и доказать что на самом-то деле все как раз обстоит наоборот. И тут же французская булка сразу стала называться городской булкой, трубка Пито - трубкой приема статического и динамического давления, а этот спортивный снаряд, как нам заявил в физкультурном зале прерподаватель, носивший иностранное название "лопинг", с сегодняшнего дня называется по русски просто: Русские круговые вращающиеся концентрические качели.Понятно? А теперь, курсант Кнава, пошел на лопинг! И мне надо было всю эту ахинею вспоминать. Ну, нашел я эти данные где то среди разрешенных схем, переписал, вызубрил.Вышел отвечать и выпалил одним духом:
- Первый самолет иизобрел русский офицер Можайский
- Радио изобрел русский инженер Попов.
- Радиолокацию тоже изобрел Попов. Во время радиопереговоров между двумя кораблями связь прервалась, а Попов обратил внимание, чтръо между кораблями в это время проходила металлическая баржаи и радиоволны отразились, и так далее...
- Первую торпеду изобрел русский офицер Акимов
И вои так я отчеканил пунктов двадцать
- Ответ окончен, разрешите отвечать на второй вопрос?

Пркдседатель комиссии, если память мне не изменяет, это был генерал-лейтенант Кадомцев, зам по летной Преображенского, говорит:
- Что там у вас? Рассчет угла раствора двух торпед...... Я думаю, если вы первый,такой важный вопрос так хорошо знаете, то второй - тем более. Садитесь, пять!

А закончил Кадомцев жизнь трагически.Взлетел он на каком то МИГе новом,не помню каком, а он летал на всех истребителях, и на высоте вдруг слышит приятный женский голос: "Пожар левого двигателя, пожар левого двигателя" Он Заорал "Какая еще п... вмешивается в технику пилотирования! И через пару секунд взорвался. Так рассказывали о его гибели.Он не знал еще, что на новые машины начали ставить Эти устройства, я забыл как они назывались. Мы их "Машками"звали, Я с ними познакомился позже, когда работал на Ан-12 в Полярной Авиации. Дурная техника, плохо работала, Мы ее отключали. А вот тогда сработала четко.

***

Спрашивали - на каких машинах мы летали в те былинные годы.

Окончил я Николаевское ВММТАУ в 51-м году на ИЛ-4, и на нем же летал год в полку на ТОФ в Романовке.На этих машинах полк Преображенского Берлин бомбил. Но как они добирались туда,я имею в виду штурманское оборудование самолета, я не понимаю. Ну представьте себе, братцы штурманы: компас стоит на полу кабины, в носу, как с корабля восемнадцатого века снят,картушка в жидкости крутится, вокркг - шкала. Высотомер, вариометр, КУС. Все.Нет, не все: еще РПКО-2, т.е. радиополукомпас. Надо настроиться на станцию, а потом развернуть рамочную антенну на станцию.А как это делается: надо крутиь рамку добиваясь на слух минимального приема. А слух у каждого разный, и минимальный прием у каждого свой, так что даже выйти на привод не так просто. А уж определиться прокладкой пеленгов, это вообще проблема. А ведь летали, это же в армии был дальний бомбардировщик!

Конечно, никакого обогрева в кабине не было.Зимой, скажем за бортом минус тридцаь, и в кабине те же тридцать Ну, унты , меховая куртка, краги меховые до локтя. Но ведь надо и работать.Покрутишь в руках карандаш, НЛ, ветрочет (может ужа многие и не знают что это за штука такая - ветрочет)и руки куда? - в меховую ширинку, только там и отогреть немного можно было. Бомболюк открывался чисто механически нажмешь на ручку и створки вываловаются под собственной тяжестью на тросах. А поднимаются вращением большого шрурвала на правом борту. Хороший самолет был!

Потом год на ТУ-2 летал, это уже в Сергеевке, в Николаевской дивизии. Там - главная радость штурманская, это АРК-5. Это-же чудо: настроился и сразу тебе стрелка курсовой угол показывает, и поправок никаких!!! Такое-же потрясение я испытал, когда уиидел через много лет на АН-12, уже на гражданке, маленький приборчик - ДИСС - доплеровский измеритель скорости и сноса. Никаких тебе бортовых визиров, никаких тебе контрольных участков! Сиди себе как в лаборатории и снимай показания: стрелочка тебе УС выдает, цифирьки крутятся - путевая точная, это ж какая благодать! Там б.люки большие, длинные, торпеда заходит свободно. Скорость 360км, это уж была более современная и гораздо более подходящая для Минно-торпедной авиации.

А потом, в конче 53 года переучились на ИЛ-28. Это уже начало новой эпохи, эпохи реактивной техники. Правда через несколько лет я вернулся на поршня, на Бе-6, и эти пять лет на лодках, последние мои годы на флоте, были, пожалуй, для меня самыми лучшими за всю службу. Ну, о лодках, это отдельная тема.

Но был еще один самолет, реактивный самолет, о котором далеко не все знали, это ТУ-14.
Очень длинный, низкий, гораздо ниже Ил-28, зеленый.А длина за счет большого, метра два или больше, гермоотсека, сокершенно пустого, там только несколько электронных блоков стоало.Говорили, что Туполев там хотел какой то третий, дополнитнльный, двигатель поставить. Армия, говорили, от него отказалась, а у нас было два полка: один на ТОФе, один не другом флоте.

Его необычный вид привел к трагедии. Это был период "холодной войны". Американцы чуть ли не ежедневно шастали у наших берегов, поднимались истребители, иногда сбивали. Была даже такая форма информации в газетах и по радио:"Были подняты наши истребители, и самолет-нарушиткль ушел со снижением в сторону моря". Значит, е...и его.

Так вот подняли однажды ДСы, пару. Наводили их наводили на нарушителя, а потом цель потеряли и приказали возвращаться. И вдруг ведущий видит - шлепает вдалеке какой то длинный, зеленый. Докладывает - Вижу цель, разрешите атаковать!
- Опознаете цель?
-Так точно, опознаю, разрешите атаковать!
- Атакуйте!

А потом , это уже позже по пленке прослушивали, голос ведомого:
- Вижу наши опознавательные и хвостовой номер!
- Х...я, камуфляж, это "Канберра", прикрывай, атакую!

Как потом оказалось, у ТУшки "Свой-чужой"не работал.

Штурмаом на сбитой машине был мой однокашник по Николаевскому училищу, а ведомым пары - однокашник по Ейскому ВМАУ.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 4:25

Насчет полка Морской Авиации в Москве. В 50-м году, еще курсачем, во время отпуска в Москве, приехал в этот полк встретиться с приятелем. Где стоял полк не помню, но, мне кажется, не Остафьево. Но очень хорошо помню, что рядом с большим ангаром, как говорили - туполевским, стояли рядом два самолета: "В-29" - тот самый, который сел на одном из наших приморских аэродромов и был перегнан в Москву, и наш "Ту-4".

Это надо видеть: - один к одному! Только Боинг какой то обтрепаный, краска облезла, и пулеметы из башен торчат, а второй - как с иголочки, и вместо пулеметов - пушки.

Всем известно, что машина была цельнотянутая, как и все оборудование, вплоть до прицела. На ИЛ-28 стоял прицел ОПБ-4. Штука, конечно замечательная, но речь не об этом.

На корпусе прицела, впереди, сидел тумблер. Он был законтрен, и внутри корпуса к нему не подходил ни один проводок. Повидимому когда конструировали "Норден" , то что то хотели сделать, а потом не понадобилось. Но был приказ: не умничать, делать абсолютную копию!

Вспомнил! Московсеий полк в пятидесятых стоял на аэродроме "Измайлово". Там уже давно город.

***

Насчет А-20 и "Бостона", до какого года они летали у нас.

Что я могу сказать об этом. Конечно слышал я о них много. Видел "Бостон" один раз, в Скадовске, мы туда перелетели на вторую половину лета для полетов на торпедометание из Чернобаевки в 51-м году, Это все были наши училищные аэродромы. Однажды вдруг сел у нас "Бостон". Мы, конечно его тут же весь облазили. Очень он нам понравился: так здорово там в кабинах, так красиво, по сравнению с нашими ИЛами.

Когда я приехал на ТОФ через полгода, там ни тех, ни других уже не было. Может на других флотах еще оставались, не знаю.

Помню рассказ старших ребят о том как их готовились сдавать американцам.
Пришел приказ готовить машины к сдаче, привести их в идеальный вид. Заменили все, что можно было, опустошив все склады запчастей, вычистили, вымыли, вылизали, покрасили, Ждут американцев. Садятся две машины: Дуглас и большой грузовик, из которого выползло какое то чудище, что то вроде громадной хлопушки. И пошла эта зверюга вдоль стоянки, сзади самолетов. Подошда к первому самолету - хлоп! хвост в смятку. Ко второму - хлоп!...хлоп...хлоп...хлоп.. Залезла в свой грузовик, и обе машины улетели. Вот такая была история, как мне ее рассказали.

Мне кажется, что неправильно считать, что Ту-16 пришли на смену Ил-28 Они пришли немного позже Ил-28х, по, вобщем работали в одно время. Да и выполняемые задачи у них были совершенно разные.



***

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 18:18

Я, за исключением последних шести месяцев, служил на ТОФ. Начинал службу в Романовке, хорошо знаю Кневичи, Николаевку, Новороссию, Новонежино, Океанское.И еще - Сергеевку, в ней я прослужил четыре года. Ну, Сергеевка, это гарнизон особый, и полк там был особый, и быт там был тоже особый. Я о Сергеевке еще обязательно расскажу. А пока скажу только, как мне один приятель сказал, что перейдя из Сергеевки на Океанскую, это все равно, что ты пересел из "Запорожца" в "Мерседес". Это еще слабо сказано.

И еще один момент. Я не знаю: - может там и до сих пор ничего не изменилось, и ничего нового я вам не раскажу. Но ведь прошло уже полвека!! Я был почти уверен, что в военных гарнизонах уже давно все изменилось. Ведь армия уже совсем другая, гигантское жилищное строительство в стране. Что же, оно наших гарнизонов не коснулось?!! Такого быть не может!

Но во время трагедии с "Курском" по телевизору несколько раз показали гарнизон Видное", эти старые обшарпаные двухэтажные ДНСы, точно такие же как полвека назад в наших гарнизонах (только тогда они были намного новей, и поприличней выглядели), текущие потолки в комнатах, и живущие в этижх комнатах семьи подводников атомных лодок, уходящих на много месяцев в океан. И я понял - это навсегда!

Мне тут попалось упоминание, что Романовка захирела. Дом офицеров в полуразрушенном состоянии. А в пятидесятых это был очень хороший городок, а Дом офицеров у нас был, кажется, лучший на ТОФе. А все остальное было везде одинаково. Одинаковые двухэтажные дома с трехкомнатными квартирами. В каждой квартире - три семьи. Или - вариант, в маленькой комнате - пара холостяков. Вода - в колонках, туалеты (типа - сортир) тоже снаружи, один на несколько домов. Правда электричество везде было (кроме Сергеевки, но там и воды тоже не было) Вот так и жили. И воспринималось все это тогда как то нормально.

Не избалованными мы тогда были...

Ну, а насчет жилья после службы как то тогда тогда и вопрос вроде остро не стоял. По каким то правилам, инструкциям, военкоматы ставили на учет, на очередь... Да и мало тогда уходили.
А вот в шестидесятом, когда было хрущевское сокращение "1200000", когда был сломан хребет российской военной авиации (я об этом еще расскажу), был издан Указ Президиума Верховного Совета (все с больших букв, как было принято. Кстати анекдот: Как отличить украинца-патриота? А он пишет москва с маленкой буквы, а Сало - с большой).

Да, так по тому Указу демобилтзованным офицерам обязаны были дать жилье в течении ТРЕХ месяцев! И у каждого была справка, что он демобилизован ПО УКАЗУ...

Как этот Указ исполнялся, это уже другое дело. Об этом можно много рассказывать.



***

Я подумал, что многие, приезжая в Николаев на разные там курсы, переучивания, могли знать человека, о котором я хочу рассказать. Когда мы были уже выпускниками (для штурманов это был четвертый. а для летчиков - пятый год курсантской жизни. После Войны много разных перетрубаций было, задержек на год выпуска пр...) в чью то дурную голову на Скаковой аллее- 4 пришла мысль, что для поднятия воинской дисциплины надо в наше МОРСКОЕ АВИАЦИОННОЕ училище прислать воспитателями, командирами взводов (взводов у нас никогда и в помине не было) молодых выпускников пехотного училища.

И к нам попал такой пацан, лейтенант Вася, после двух лет в своем пехотном училище.

Ну, вы можете себе представить что из этой затеи получилось. Нет, для первокурсников, и, может быть даже и для второкурсников, для молодых салажат,это было принято как норма. Но для нас это было воспринято, как оскорбление! И вели мы себя соответственно. Да мы и чувствовали негласное сочувствие и поддержку командования курса,полковника Денщика.

Конечно никто его не боялся, отмахивались от него как от назойливой мухи. Он бежал жаловаться Денщику. А тот ему говорил: - не лезь к ним, они службу лучше тебя знают, посадили тебя сюда, и сиди тихо...

Заходит он однажды в кубрик, а мы сидим там и болтаем о чем то своем. И слышит Вася, как один из нас говорит что то такое, вроде - лежу я, братцы, на курсе... Наш "воспитатель" не выдерживает. и командирским голосом орет: Товарищи курсанты!Это что за жаргон! Вы штурманы. или хулиганы!? Это на бабе лежат, а не на курсе! В ответ, конечно, тут же получает: - Пошел на х..! Поворачивается, и бежит в кабинет Денщика, через несколько минут выходит как побитая собаченка, и у нас больше в этот день не появляется.

....Отбой, дожимся спать. Появляется Вася: - Это что такое! В тальняжках, да еще шинель на одеяло! Вот у нас в пехоте в одних трусах и под одним одеялом!....

Кто то из угла орет - Холодно!!
- Он смотрит на термометр на стене: - 18 градусов это холодно!?,-
- Он неправильно показывает, с него девиацию не списывают!!.
И тут мы мсе хором: Не списывают девиацию!! сколько раз Деньщику говорили, холодно, замерзаем!!!!!!!

Бежит к Деньщику: почему с термометра девиацию не списывают? Через несколько минут тот приходит: - Ребята, ну что вы над парнем издеваетесь! А вообще парнишка он был неплохой.

Прошло много лет. И вот в ноябре восемьдесят первого собрались мы на свое двадцатипятилетие. Встречает нас какой то подполковник, размещает по комнатам в гостинице, организует питание. По всем, говорит, вопросам обращай тесь ко мне, я все дни буду с вами. И тут чей то голос: - Никак Вася!!! Точно, он самый!

Вот так вырос человек на своем боевом посту, "воспитывая" курсантов. а потом устраивая быт приезжающих на переподготовку офицеров. Наверно и до полковника дослужился.
Вот я и подумал, что в восьмидесятых, может, кто его и встречал.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 18:36

Приехал я после Училища во Владивосток как раз на Новый год, встретили его со своей компанией в "Золотом роге". А потом в часть, в 1535 МТАП, в Романовку. Я читаю сейчас, что гарнизон захирел, ДОФ разваливается, а тогда это был цветущий, по тем временам, гарнизон, а Дом Офицеров был, по моему. лучшим на ТОФе.

Я прожил в Романовке один год, (потом Николаквка, Сергеевка, Океанская), но никак не могу не вспомнить Командира дивизии, Героя Советского Союза полковника Пирогова. Связано у меня с ним три интересных воспоминания.

Сидим мы с двумя приятелями на КДП: я дежурный по аэродрому, а они - поболтать пришли. Воскресенье, выходной день. Неожиданно появляется новый комдив, мы о нем только еще слышали. Осмотрелся, покрутился: - Я, говорит, здешние места хорошо помню, вон там Путятин виднеется..
А я,(конечно по дурости): Товарищ полковник, это не Путятин, а Аскольд.
- Нет, товарищ полковник, это точно Аскольд, а Путятин за сопкой скрыт.
- А я говорю...!!!!

Вобщем обложил он меня как пологается и ушел. Ребята говорят - Нашел ты.Марк, на свою жопу...
Проходит какое то время, он опять появляется. Ну. думаю, все! Кранты! А он подошел ко мне и говорит: - Товарищ лейтенант, прошу меня извинить (и приятели мои тут же стоят) Я в кабинете взял карту, буссоль, проварил, это действительно Аскольд.

Это первая история.
Сидим мы как то в компании. выпиваем, разговариваем. зашел разговор о новом комдиве. И тут один из старых летчиков, кажется командир звена, говорит: - Верьте моему слову, братцы, с приходом Пирогова мне п....ц приходит.
- Что,как, почему?
- А Звезду он, паскуда, получил вместо меня, и он мне этого не простит.

И рассказал он, что торпедировал он какую то важную цель (не помню какую, не хочу выдумывать). Прилетели доложили, но снимки не получились. А за ним шел Пирогов, и он представил снимки тонущего судна. Поимерно так.

А третий случай, это уже через шесть лет, в Москве. В самом конце отпуска мне "приспело" жениться. ЗАГС назначил на 25 ноября, на 10 утра, а самолет у меня тоже на 25 ноября, правда чуть позже, в 16.00. Я чуть чуть поясню, чтобы уж очень не удиылялись. Мы знакомы были еще с десяти лет. Но я думал, что она в Уссурийске после института, и взял билет с запасом на три дня. Зашел я к ее матери за несколько дней повидаться, письма там взять, еще что-то..., а оказ0ываетя Нина то моя в Москве! Вот такая ситуация. (В прошлом году Золотую свадьбу отпраздновали).

Да, но надо же продлить отпуск хотя бы дней на десять! Отправился я на Скаковую д. 4.
Вхожу в кабинет Нач. Отдела кадров: - он!. Пирогов!!
Ну,копыто к уху: - Здравия желаю, тов.полковник! Так, мол, и так...Прошу продлить отпуск в связи с.... Вот справка из ЗАГСа...

Выдал он мне все, что про меня думал: - весь отпуск прогулял, проблядовал, а теперь жениться в последний день!!!! Вот распишитесь, и улетай, а жена не поезде сама приедет.Я в ужасе, конечно.
Тов полковник, только десять дней, только чтобы вместе на поезде...
- Я сказал- нет.
- Тов.полковник!... Вобщем довел я его.
- Вон отсюда!!!!!!!!!!!!

Делать нечего. Я в ужасе от пепспективы такого начала семейной жизни четко поворачиваюсь вокруг левого плеча и топаю к двери. А он орет сзади: Я сам был молодым! Я командиром дивизии был, у меня сотни таках как ты было!!!

Я, уже, стоя в открытых дверях, поворачиваю голову назад: - Я знаю, что Вы были Командиром дивизии.
-Откуда ты знаешь?
- Я у Вас в дивизии был.
- Где?
- В Романовке, в 1535 полку.
- Иди сюда, давай отпускной!
"Продлить отпуск на десять дней."
- Спасибо, товарищ полковник!!!
- Иди, иди. Счастья вам!

Двадцать восьмого мы поездом выехали во Владивосток.

Я так отвлекся на Пирогова, что уже нет возможности сейчас рассказать о самом главном, о чем хотел рассказать. Но я это сделаю сегодня же вечерком, или завтра.

***

Летали мы с полосы в Романовке. Там была бетонка, если не ошибаюсь, длиной 120з метров. Для ИЛ-4 и ТУ-2 вполне хватало. А Пристань появилась только через несколько лет.

Теперь насчет того - видны острова, или нет.Единственно что я возможно перепутал, это - какой из двух островов виден, но с вышки, с КДП, а она была достаточно высокая, один из островов был виден. Вы упомянули Рейнике, и мне сраз0у вспомнились все острова подряд:
Русский, Попова, Рейнике, Рикорда. А потом -Желтухина, по которому и вокруг которого мы много накидали бомб, особенно когда работали с 10000 по локатору (ПСБН) из за облаков. Приятно вспомнить. Я не ошибся с островами?

Теперь - о моей истории.
Приехал в полк в первых числах января, а 24 февраля, т.е. на другой день после праздника я был отстранен от летной работы, за пьянку, и отправлен на месяц командиром взвода на лесозаготовки в тайгу на Шкотовское плато. Надо сказать, что я был не только самым молодым летчиком на ТОФ (мне так сказ кадровик в Штабе ВВС),но и, мягко говоря, самым малопьющим, хотя принять 150 и закусить огурчиком в увольнении был хорошо приучен.

Я был там мало виноват, на мне отыгрались. На потеху всего полка за мной там прочно укрепилась кличка Алкаш. Но это все не важно, попал, и попал.Тем более, что причина то вполне благородная, мужская, не скажешь, что не за х.. погорел. А, кстати, там же, в том же году за него, родимого, загремел на двое суток на губу: долженбыл утром сдать анализ мочи, и забыл, а полковой лекарь, подполковник Лазебниковменя долго ждал, и со злости влупил мне.

В тайге мы должны были еженедельно проводить политзанятия. Понятно, что мы клали на это мероприятме,но правом один день в неделюг готовиться к занатиям конечно пользовались.
И вот однажды в такой день остались мы вдвоем со стариком капитаном из Шкотовского стройбата. "Стариком" - в моем понятии тогда, а было ему, наверно, лет сорок.

Сидим мы с ним, попиваем понемногу спиртик, и разговариваем.Точнее сказать он рассказывает, а я, развесив уши, слушаю.А рассказ0ывает он о Войне. А потом он говорит:
- Ты знаешь, Марк, прошел я от Москвы до Берлина, видел море крови и горы трупов, насмотрелся всякого. Но когда буду умирать,то вспоминать буду,не это, а глаза одного мужика, на мих глазаъх сходящего с ума.
- В начале войны призвали меня из запаса и дали роту ополченцев. Размещалась рота в новой школе, на третьем этаже в Замоскворече. Марк, ты москвич, знаешь Замоскворечье?
- Знаю, товарищ капитан.
- И вот однажды, 28 августа, пошел я вечером к своей знакомой, на Калужскую площадь, ты знаешь Калужскую площадб?
- Знаю, товарищ капитан.

А утром, только, только рассветать начинало, прибегает мой старшина. бледный, всклокоченный: - Командир, бомба,..все погибли...

Прибагаем мы к школе, а вместо школы куча обломков - прямое попадание крупной бомбы.
В вомбоубажище было четыреста женщин и детей, на третьем этаже моя рота - триста душ.
Школа: парты, доски страшный пожар, а рядом центральные мосты, Кремль! А немцы над городом! Съехались десятки пожарных машин.. Кто остался живым - задохнулись от дыма, захлебнулись. Из семисот человек осталось живых человек двадцать, а не раненых всего восемь человек. Это был самый большой очаг поражения в Москве за всю войну.

Когда мы прибежали, уже был отбой тревоги. Вокруг оцепление, идут раскопки.

На улице две горки: бОльшая - трупы, меньшая -узелки, вещи, что женщины с собой брали.
Вижу - какой то мужик пробивается, его не пускают, а он рвется: сын у меня там, сын!!! Пробился как то. Как сейчас его помню: шапка на нем из рыбьего меха, куртка такая же, усы, хромает. И вдруг он видит несут мертвого мальчишку. Он схватил его, прижал к себе, сынок...сынок... А глаза, Марк, ты был в Третьяковке, помнишь глаза Ивана Грозного? Желтые, выкатившиеся из орбит?
- П-п-п-омню, товарищ капитан.

И вдруг он встряхнулся: - это не он!!!!!! Он отдал кому-то мальчика, и рванулся в развалины...
- Марк, что с тобой, ты что??
А я слово сказать не могу, и дышать не могу, спазм горло перехватил.
- Ты что, ты что?
- Вы обо мне рассказ0ываете, и о моем отце!
- Как так?

А так: - это было голько не 28, а 26 августа.Земский переулок дом пять, 638я школа, это моя школа, мы с мамой были там, нас на третий день вытащили, действительно восемь не раненых было, и мы в том числе. А жили мы напротив, в доме десять. Папа дежурил на крышечтобы сбрасывать зажигалки Его сбросило вз0рывной волной, но удачно: сначала он упел на сарайчик, поэтому он прихрамывал.И шапкаи куртка у него была из0 нерпы. И как он меня с убитым мальчиком я сто раз слышал.

Он слушал меня с совершенно ошалевшим лицом. А потом обнял менял, и только повторял: Ну, сынок, ну, сынок... Стоим, обнявшись. и оба ревем.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 18:48

В ноябре пятьдесят шестого я был назначен Начальником ПД и АСС - штурманом корабля в Отдельную дальнеразведывательную и ПЛО эскадрилью на самолетах БЕ-6 на Океанскую. Причиной послужило то, что я был любителем попрыгать еще с училищных времени и не пропускал ни одних парашютных прыжков, о чем и вспомнил Нач ПДС МА подполковник Петров в нужный момент. До этого я служил в 52 МТАП. в Сергеевке.

Что такое попасть из Сергеевки на Океанскую, это все равно что, как говорил один мой приятель, правда по другому поводу, пересесть с "Оки" на "Мерседес". Об Океанской говорить нечего, дальневосточники знают это прекрасное курортное место, да еще, естественно, на самом морском берегу, раз о лодках речь идет. А вот о Сергеевке надо рассказать. Там уже очень давно нет аэродрома, во всяком случае рассматривая в ГУГЛЕ, я обнаружил только следы старой бетонки, а от железного продолжения 600м и следов не осталось. Это наверно о Сергеевке ходило такое четверостишие:

Слева сопки, справо сопки
Впереди темнеет лес,
И стоит, как в жопе клизма,
Двухэтажный ДНС

Самый захудалый авиационный гарнизон на ТОФе. Правда, говорили еще о Сухой речке, но я там не был, не знаю. Несколько ДНСов, двухэтажный матросский кубрик, маленький рубленый, извините за выражение, Дом офицеров. Все! До ближайшей деревни,Сергеевки, шесть км, до станции - четыре. Один раз в день проходит поезд Сучан-Сергеевка, остановка у нашей платформы - одна минута. Воду возит водовозка, тоже один раз в день. А мы, холостежь, в это время на аэродроме, так что за водой - с графинчиком к соседям. Электричества нет, вечером на несколько часов врубают свой движок с генератором на 150 кв. Лампочки мигают, но горят. Кстати, это помогло нам познакомиться с первым применением полупроводниковой техники в народном хозяйстве. В сельском магазине купили такой металлический ребристый кожух, одевающийся на стекло керосиновой лампы. От него идут проводочки к батарейному приемнику. Зажигается лампа, кожух нагревается, приемник включается, и работает!!!

К чему я обо всем этом пишу? А к тому , что народ спивался. В каком то году, еще до меня, полк занял по боевой подготовке первое место в МА, но Командующий, генерал Преображенский, дал ему последнее место, и назвал пьяным полком. На эту тему много интересного можно пассказать. Но я вспомню только две истории, связанные с двумя заслуженными людьми, Героями Советского Союза. Не буду называть их фамилии, не будем беспокоить память этих уважаемых людей. Один из них, майор, Начмин полка, был снят с летной работы, и несколько месяцев трудился в Николаевке командиром взвода в стройбате.
До какого же состояния должен был дойти полк, чтобы начальство было вынуждено принимать такие драконовские меры! А второй - штурман полка, Жена с двумя детьми уехала, не выдержала. жил он на первом этаже, под нами, в такой же "холостяцкой" комнате. Приходя домой , мы с Борькой Поляковым, первым делом снимали обувь, чтобы нас не было слышно. А не то - стук палкой в потолок. Это означало приглашение или выпить, или - сбегать на станцию в магазин, за бутылкой.

И вот однажды приходим на стоянку. Командир полка готовится к вылету на торпедометание. А штурмана нет. Где штурман??! И к нам с Борькой: - бегом к нему домой, живым или мертвым доставить! А командир тоже Герой, и воевали они в одном полку. Прибегаем к нему, а он преспокойно спит с похмелюги. Разбудили, он встряхнулся: - ничего, мальчики, все в порядке. Командир обматерил его крепко. - Залезай в кабину, мудак, бросать будешь по моей команде!

Приходят они с полигона. Вылезает командир, срывает с головы шлемофон, швыряет его на землю, очки вдребезги, молча уходит. Слезает со стремянки штурман, отходит в сторонку, молчит. Вооруженец залезает в кабину, открывает бомболюки, заглядывает туда, молча отходит: - торпеда висит. Потом мы его спросили, что случилось, почему с торпедой вернулись? - Да он кричит, говорит, Бросай! Бросай! А я кнопку.. где она, мать ее...

Вот такая невыдуманная история. И теперь представьте себе что такое было для меня перевод на Океанскую.

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 18:52

... Еще одно воспоминание, косвенно связанное с Сергеевкой. Приятное воспоминание о том, как мы с приятелями кушали коньяк стаканАми в кабинете Коменданта Владивостока.

Был у нас там, в Сергеевке, подполковник Вася. Я не помню точно его должность: что то вроде командира базы плюс комендант. Во всяком случае его слегка опасались и матросы, и офицеры, всегда мог прихватить за какую то мелочь. Но была у него одна хорошая для нас и совершенно необычная для наших условий черта: он любил компанию молодых офицеров. И, находясь в нашей компании он не признавал никаких чинов, званий, и даже по имени и отчеству не разрешал себя называть, только по имени: - Вася.

Со временем я уехал на Океанскую, Вася стал комендантом Первой Речки.
И вот однажды идем мы с двумя приятелями из Сергеевки по городу, а навстречу - Васька.
- А, привет, мальчики!!
- Привет, Вася, а чего ты здесь, на Ленинской, а не у себя на Первой?
- А я ребята, сейчас комендант города!
-Как так?
- А очень просто. Я замещал пом.коменданта, он в отпуске на два месяца. Я тут комендант сильно заболел, в госпиталь надолго лег. Ну, а я за него сейчас.

Ну, Вась, по такому поводу пошли в "Золотой рог".
- Не могу, ребята. Сейчас ведь какие дни (это было пятого или шестого ноября, предпраздничные дни), сейчас у меня инструктаж начальникрв праздничных патрулей. А потом мы кабинете можем сообразить. Знаете где мой кабинет?

Намеку поняли. Рванулись в магазин, что на углу Ленинской и 25 Октября (Кстати:там потом был первый в моей жизни магазин самообслуживанияЗ)Взяли три бутылка коньяка, яблоки не закусь, и в комендатуру, к Васе. Вошли, он нам рукой показал на стулья в углу и с важным видом продолжал инструктаж старших офицеров, начальников праздничных патрулей. Когда все ушли, мы выложили все на стол. Вася познакомил нас с двумя своими зверями - помощниками коменданта, старлей и капитан, их весь город боялся. Сказал им: -это мои друзья, их не трогать!

- Ну, давайте! Сначала гостям! (В кабинете было только два стакана)
Поднесли нам по стакану, выпили (только, он говорит, от окна отвернитесь)

Звонит телефон, Вася берет трубку.
- Вторая Речка? Передайте коменданту: Каждый вечер представлять мне обо всех случаях пьянства, хулиганства...

В этот момент один из зверей подносит ему стакан коньяка и яблоко.
- Одну минуточку! Вася пальцами руки, держащей трубку, прикрывает микрофон, берет стакан, залпом выпивает, аппетитно хрустит яблоком, убирает пальцы с микрофона: - Так вот я говорю, обо всех случаях пьянства, хулиганства...

Мы все, конечно, попадали от истерического хохота.



***

Лодочная авиация. ее нет уже очень давно, я думаю - с шестидесятых годов, хотя может и ошибаюсь немного. Последний выпуск лодочников в Ейске был в 1949-м году, а в пятидесятом ребят вместо "Каталин" выпустили на ЛИ-2. БЕ-12 я не считаю: это самолет, базирующийся на сухопутных аэродромах, но при крайней необходимости он мог совершить посадку на воду.

А тогда, в пятидесятых, лодочная авиация была довольно сильная: - на Океанской - Отдельная АЭ, в Суходоле полк. На ЧФ полк в Поти и Отдельная эскадрилья реактивных лодок БЕ-10 на озере Донузлав, около Евпатории. (Там рядом и сухопутный аэродром был, но забыл как его звать. Может кто напомнит?) На Балтике, и на Севере тоже, наверно лодки были, не знаю.

В декабре 56-го я приехал на Океанскую. Приняли вроде бы и нормально, но как то настороженно: - салага! И хоть и кончал я одно с ними училище, и клеши такие же, и кортик с морскими львами такой же, а все равно: сухопутчик, значит салага!

В эскадре 6 машин, 10 экипажей. Все штурманы "качальники": Штурман эскадрильи, два штурмана отряда, замполит, а остальные - начальники служб: парашютной и АСС, разведки, АФС, начхим, еще какиие то. Все начальники служб считались офицерами штаба.

Зимой бухта закрыта льдом, полетов нет, с утра до вечера занятия в штабе. Правда - через деннь пара часов хоккей на катке рядом со штабом.

С наступление весны, бухта только вскрылась, началась подготовка к полетам. Я запланировал себе занятия по аварийно-спасательным средствам, и в одно прекрасное утро, погрузив на палубу нашей маленткой баржи кучу всякого спасательного снаряжения, вышли мы в море. Народ сидит покуривает, в шахматы играют, на меня ноль внимания, а я соображаю - с чего начинать: ведь первый раз мне предстоит проводить занятия с такими же, как я, летчиками. Отошли от берега мили на две, подальше от глаз начальства, ну и, я говорю, начнем занятия. Но не тут то было. Окружили меня, потребовали документы, часы, я понял - будут макать! Никакие мои отговорки не помоглии через секунду я как был - в киткле, брюках, ботинках, летел в море. Вылез, снял все, дрожу от холода, но все было предусмотрено, дали не только сухой комбенизон, но в кармане я обнаружил чекушку "Московской", и соленый огурчик, аккуратно завернутый в оторванную страничку Дисциплинарного устава, где говорилось о наказании за употребление...

Посмотрели летуны как я согрелся, а теперь, говорят, поздравляем, теперь ты настоящий моряк, и учи ты нас теперь всем и аварийным, и спасатальным средствам.

Ну я - ладно. Меня хоть и за неполноценного, но все таки за моряка принимали, но когда к нам прибыли семь молодых летчиков в армейской форме, этого мы спокойно перенести не могли! И Командир объявил на первое же воскресенье торжественный сбор на праздник Нептуна. Явка на пирс к десяти утра, форма салагам - парадная! Разрешено присутствие боевых подруг и детей.

Праздник был по полной форме: был Нептун в золотой короне и бороде, раскрашенные сажей голые черти с рогами, Около пирса болтался в ярко красной МЛАС-1 нач.АФС с аппаратом. Нептун торжественно развернул громадный свиток и гроско начал читать "Приказ об оморячивании семерых салаг". Этот приказ мы сочиняли все вместе как запорожцы письмо турецкому султану. Я его весь, конечно, не помню, но кое что осталось, например пункты такие:
- Каждый вышепоименованный салага перед бережным опусканием его в святую океанскую воду, во избежание утопления, должен быть привязан за левую ногу толстым пеньковым канатом.
- Каждый вышепоименованный салага перед выниманием его из святой океанской воды должен трижды поцеловать гранитные устои океанского пирса, что должно быть подтверждено фотоконтролем. В случае неудачного фотоконтроля - процесс целования повторить И еще много подобных пунктов.

Тут набежали черти, привязали каждого канатом за ногу, и все они, по команде взмахнувшего платком Нептуна, сверкнув сапогами и портупеями, дружно полетели в море. После трехкратного целования проржавевших насквозь железных труб (гранитные устои) их подняли наверх, но после громкого заявления, что фотоконтроль не получился, процесс был повторен еще раз. Ну, а вскоре они получили морскую форму.

БЕ-6, это большая машина, с экипажем из восьми человек: Два пилота, штурман, борттехник, радист, оператор, и два башеных стрелка: у каждого спарка из двух НР-23, и у меня одна в носу. Внутри четыре или пять отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками, как на настоящем корабле. Он и есть корабль. А боцманом на нем является штурман. В штурманском отсеке, кроме навигационного оборудования, находится еще все морское снаряжение, находившееся в полном моем распоряжении: выдвижные кнехты и складной багор для постановк самолета "на бочку" (это самое сложное, что должен освоить штурман по приходу в лодочную авиацию), тяжеленный якорь с лебедкой, плавучий якорь (это что то вроде парашюта с куполом из плотной парусины, морской бинокль, рупор-матюгальник (эй вы там, на катере, мать вашу!).

Насчет оператора. Я думаю, что предпологалось вначале наличие в экипаже штурмама-оператора. Иначе как объяснить, что в кабине оператора находится управление локатором (ПСБН), а у штурмана только экран? В конце концов посадили на это место матроса, назвав его оператором, совершенно неподгатовленного, не знающего что такое - локатор, в основном из недоучившихся радистов. А дальше все зависело от штурмана: чему научишь оператора, то и получишь в воздухе. Или бегай сам все время к локатору.

Начались полеты. И вскоре случилась у нас катастрофа: ночь, при посадке разбился самолет (буквально - разбился о воду). Перед самым приводнением вдруг появился большой правый крен, машина цепляет крылом за воду... Погибли четверо: штурман, борттехник, оператор и радист.

Летали сравнительно много. До этого за пять лет на ИЛ-4, ТУ-2 и ИЛ-28 я налетал около двухсот часов, а за три года на БЕ-6 около четырехсот часов.

Самыми интересными были полеты на разведку. В бытовом отсеке сидят пара морячков, с какими то блоками, маршрут к японским берегам, потом вдоль берега, но только в нейтральных водах, и даже с запасом. Что интересно - в любом таком полете, днем или ночью, при подходе к берегу, сзади в паре километров появляется сопровождающий самолет, пока не отвернем в море.

Однажды был такой случай: Идем в сторону японских берегов. Прекрасная погода, все спокойно. Я в кабине оператора, занимаюсь с ним. И вдруг громкий крик командира, Аркашки Новикова: - Ма-а-арк!!! Быстрей! Нептун!! Фотографируй!! Я бегом к себе. Вижу - слева пристроился, почти рядом, "Нептун" - американский морской разведчик. Я поднимаю окно, хватаю ручной АФА-27 и щелк. щелк. щелк. Вижу у него в хвосте сбоку открывается лючеки там что то блестит: - тоже фотографирует. Потом пилот помахал рукой, они отвернули и пошли своей дорогой. Они - в нашу сторону, а мы в ихнюю. У каждого свое задание.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 18:59

Конечно эти три с половиной года на Океанской были самыми лучшими за всю службу по многим причинам. Ну, само место располагало, это понятно, после всех гарнизонов. Маленькая часть, это всегда лучше, иные отношения, люди ближе друг к другу, это очень даже не маловажно. Более длительные полеты, а мне всегда хотелось больше летать. Ну, и кроме того, я приехал на Океанскую после отпуска из Москвы с молодой красавицей женой. Это потом красавица может превратиться в мегеру, но вначале то любая молодая жена красавица.

Так что, по всем этим причинам, об Океанской у меня до сих пор самые лучшие воспоминания. Даже вот такой момент: в пятидесяти метрах от штаба вход в Дом отдыха ВВС "Тихоокеанский", а там в буфете всегда холодное пиво! Это же мечта!

Но кроме штурманской моей службы, я же еще был и нач.ПДС. Проводил занятия, организовывал прыжки зимой на замерзшую бухту, а летом - в море. Офицеров, желающих прыгать, почти не было.только несколько самых молодых. Когда, говорят, в самолете (тьфу, тьфу) станет страшней, чем на парашюте, сами выпрыгнем, без твоей науки. Но ведь в каждом экипаже по четыре матроса, а эти - с удовольствием!

Об одной истории, связанной с парашютными прыжками, не могу не рассказать. Но начну издалека. Лет эдак через больше, чем через двадцать, я тогда работал на ИЛ-62, разговорился я как то со своим вторым пилотом, а он, оказывается был истребителем и служил в Новонежино. Говорили о том, о сем, а потом он почему то вспомнил о своем Нач.ПДС. - Заставлял, говорит, сволочь, нас прыгать. Но Бог то, говорит, все видел, и на одном из них за нас отыгрался. И рассказывает, что были у них В Новонежино сборы начальников ПДС ВВС флота, и при одном катапультировании один упал в сопки, а катапульта его с парашютом повисла над обрывом, и висела там часа два, пока сняли. И тут я понял, что у меня редкостная возможность крепко поиздеваться над ним, пошутить так, чтобы он долго эту шутку вспоминал.
- Врешь, ты все, Альберт, не было такого.
- Да ты что, я сам видел!!
- Ничего ты не видел, никто там не погиб, все наоборот, это парашютист висел, а катапульта в сопки упала.
-Да мы все это видели, весь полк стоял....

Вобщем я совершенно спокойно, методично, довел его чуть не до пены на губах, а ребята( они знали в чем дело, а он недавно пришел в экипаж)с интересом наблюдали за нами. Пока он не заорал со злостью: - Почему ты так споришь, ведь ты же не был там, а я своими глазами....

И тут я ему говорю: - А потому, что это я висел два часа над обрывом, над Кангаузом (Ребята, может я ошибаюсь: в Романовке Кангауз, а в Новонежино тоже он?), а моя катапульта упала в сопки..Ну, тут сцена как в "Равизоре".

А у нас действительно были сборы в Новонежино. Много прыгали днем и ночью, с задержкой до сорока секунд. А потом катапультировались с УТИ МИГ-15 И при моем катапультировании было несколько вводных, каждая из которых на 99процентов могла привести к гибели. Вобщем,я там чудом остался в живых. Вначале привязная система не расстегивалась, и я восемь секунд (с земли наблюдали) валился вместе с катапультой. Через три секунды автомат щелкнул, сработал, а ремни не расстегиваются, вручную, то же самое, а через восемь секунд сами разошлись.

Но когда я боролся с привязными ремнями, выдернулась чека катапультного папашюта (при тренировочных катапультированиях жалко терять кресла, и у них свои парашюты) и он начал раскрываться, и когда я отходил от кресла его стропы обмотались вокруг моих ног. Пока я каким- то чудом ухитрился освободить ноги, прошло еще секунд шесть-семь. А скорость то падения более пятидесяти метров! Открыл а свой парашют над самыми сопками, до аэродрома меня не донесло, и повис я над пятидесятиметровым обрывом на дереве. Причем купол лег на всю крону. А дерево, единственное на склоне, было довольно толстым, надежным.

Пока все это происходило, сознание работало как часы, Я и сейчас помню каждое мгновение, было не до страха. А вот когда все было позади, я спокойно висел и видел санитарку и бортовую машину с нашими ребятами, когда я представил: - а что бы было, если бы я вместе с катапультой грохнулся, а если бы я ноги не освободил. а если бы купол лег не на всю крону, и я бы рухнул вниз... И вот тут меня охватил такой лютый страх, который описать невозможно. За несколько секунд, на глазах, весь комбенизон стал мокрым.

Вытащили меня, на память остался один маленький шрам на пальце. А на другой день при самом простом прыжке получил очень сильный ушиб бедра и попал в лазарет. Лежу, и от боли не могу шевелиться, могу двигать только глазами, и пальцами ног. Открывается дверь, и вваливается вся наша парашютная братия во главе с Нач.ПДС МА, и с ящиком выпивки и закуси. Рассказывают, что в сопках нашли мое кресло, вынули из него патрон, и мне его торжественно вручают. И наливают мне стакан. А я шевелиться не могу. Тогда двое меня приподнимают за плечи, третий вливает в меня стакан, потом дает закусить, потом сигарету. Вот так отметили мое катапультирование.

А потом вышел Приказ Командующего о доведении до всего летного состава этой моей истории. А патрон до сегодняшнего дня стоит на самом почетном месте.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 19:04

Меня уже давно спрашивали, чем занималась Морская Авиация в те былинные послевоенные годы? Я попробую ответить на этот вопрос, хотя заранее понимаю, что не все и не со всем могут быть согласны.
Я думаю, что основной задачей было просто выживание. В самом деле: Война кончилась несколько лет назад, осталось большое количество авиации, многие сотни самолетов, старых самолетов, отрабатывающих свой последний рессурс. Понятно, что у этих машин нет будущего. Нужны новые, современные, машины, нужны новые, для них, аэродромы. Много чего нужно, а Страна после Войны еще только начинает приходить в себя.

Основной силой была Минно-торпедная авиация, это самолеты ИЛ-4 и ТУ-2. В 1952 году, в начале которого я начал службу на ТОФ , американских "Бостонов" уже не было. Читая авиационную литературу, я удивляюсь, какая скорость была у этих машин! Может - когда новые были? А в наше время ИЛ-4 летал со скоростью 240-260 км., а ТУ-2 - 360 км.час. Ясно, что воевать было не с чем. Да и с кем воевать? С распластанной Японией? С лучшим другом тов. Сталина Мау-Цзе-Дуном? А может - с Америкой?

Вот с ней чуть не началась война (или, может быть - просто военный конфликт). Я уже как-то рассказывал как весь ВВС был поднят по боевой тревоге и был готов к атаке на авианосную эскадру во главе с авианосцем "Энтерпрайс", которая работала по Корее (52й год, корейская война), а потом развернулась, и полным ходом пошла к Заливу Петра Великого.

Наш полк должен был атаковать эскадру (основная цель - авианосец) плотным строем полка, на каждом самолете - по две ФАБ-500. Представьте себе - полк ИЛ-4 в плотном строю, на высоте 1200 метров, на скорости 240 километров в час атакует авианосрую эскадру!!! Что бы от нас осталось! А другой полк нашей Романовской дивизии должен был атаковать торпедами. Первое наше звено, три с-та, уже вырулили на ВПП и командир полка просил взлет.

Потом уже, через годы, я стал думать, считать: А как мы могли атаковать строем полка цель, до которой лететь 15-20 минут, а она двигалась со скоростью 30 узлов, уже приближаясь к входу в Залив, а на взлет и сбор полка нужно очень много времени! А особенно если учесть, что полком мы ни разу не собирались. Однажды летали строем эскадрильи, и на сбор ушло очень много времени. Что то тут было со стороны начальства не продумано.

Ну ладно, то был эпизод, как говорится, из ряда вон выходящий.

Чем мы занимались? После окончания училища мы считали. что мы уже , как говорится, "схватили Бога за бороду", т. е. все знаем, все умеем. На самом деле все было, конечно, не так. Летали мы очень мало. Вот я выписал свой налет из старой Летной книжки: на ИЛ-4 налет 51 час 23 минуты, это за два года: последний год в Николаеве, и год в Романовке. Год на ТУ-2 - 19 часов 24 минуты.

Значительная часть часть этого налета - полеты по кругу. Конечно, для пилотов это необходимо, но штурманам от этого не легче. Но нас и тут старались занять: при полете по кругу (это было в Сергеевке), между вторым и третьим разворотом надо было рассчитать пеленг от Николаевки. Мы, штурманы, народ дисциплинированный, и на седьмой минуте после взлета писали в борт.журнале, (естественно - не включая АРК ) ИП-235 градусов.

Иногда летали по очень небольшому маршруту с бомбометанием на полигоне "Звездочка" или ставили мины на полигоне "Бухта Анны".Я думаю, что более чем через полвека можно открывать эти страшно секретные названия полигонов. Четыре раза летал на торпедометание.

А в это время начали постепенно удлинять ВПП. На некоторых эродромах бетоном, а на некоторых - металлическими плитами. Так у нас, в Сергеевке полосу 1200м удлинили плитами до 1800м.
А потом началась эра реактивной авиации. Но это уже другая история.

Я понимаю, что это далеко не полный ответ на вопрос чем занималась МА в те годы. Много тут спорных моментов, на многое, наверно, можно возразить. Кроме того мне самому трудно разделить - с каких позиций мне смотреть : с позиции штурмана Морской Авиации, налетавшего за 14 лет службы 760 часов, или штурмана, много лет проработавшего в Полярной Аваации и налетавшего 19000
часов.

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 20:56

Когда я перешел в лодочную авиацию (это было в декабре 1956-го года), лодки на ТОФе были только на Океанской и в Суходоле. На Сухой речке стоял, насколько мне помнится, только истребительный полк. На Океанской в это время оставалась одна "Каталина" PBY -5A -амфибия. Один раз я успел на ней полетать, а потом она исчезла, угнали куда-то, и остались только БЕ-6. К моему стыду я не знал, что Констолидейтед, это не название конкретной машины, а фирма, производившая лодки, все модификации которых носили общее название "Каталина"...
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 21:08

В 1952-м году в Романовке я служил в 1535-м МТАП, 3-й дивизии. Это был первый год службы после училища. И вот тогда у нас засекретили для эфира слова- взлет, посадка, торпеда. Взлет- двенадцать, посадка- пятнадцать, и торпеда- Таня. И теперь представьте себе как это выглядело на практике:
- Я ...., триммер на взлет. разрешите двенадцать
Я....,шасси выпущено, три зеленых горят. разрешите пятнадцать.
- Таню сбросил!
таня пошла!
- Таня продулась! и так далее.....
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   17.04.11 21:26

Был в Николаевке Командир дивизии генерал Павлов. Золотой мужик! Наверно не было в дивизии человека , который бы его не любил. Редко о командирах, да еще о больших, так говорят. Если и выпорет, то только за дело. И так, чтобы не оскорбить. Летал больше всех в дивизии. Не было латчика ни в одном полку, которого он бы он или не вывозил, или не проверял. Потом он был Командующим ВВС ТОФ. Погиб вместе со всем командованием ТОФ на Ту-104 при взлете из Ленинграда.
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 3На страницу : 1, 2, 3  Следующий

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Морская авиация :: Другие авиационные части и отряды ТОФ :: Морская Дальняя разведывательная авиация ТОФ-
Перейти: