Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 Гибель всего командования ТОФ

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Гибель всего командования ТОФ   06.06.10 1:08

Василий Буслаев
http://novostivl.ru/msg/2136.htm

Причина катастрофы - перегруз

История знает много крупных авиационных катастроф. Но среди них нет равной по значимости той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104А погиб на взлете. В результате той катастрофы остался без руководства огромный Тихоокеанский флот СССР.

Самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза.

Справка "Н"

Созданный на базе реактивного бомбардировщика Ту-16 первый реактивный пассажирский самолет Советского Союза Ту-104А в 70-80-е годы - представительский самолет вип-класса (на таких летали члены политбюро ЦК КПСС и даже лично Леонид Брежнев). Эта модификация Ту-104 поднимала и перемещала без дозаправки на расстояние 3 000 км 70 пассажиров или 9 тонн груза. За годы эксплуатации разбились 16 Ту-104А.

На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эмиль Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов (всего 16 адмиралов и генералов), другие пассажиры (среди них - супруга Спиридонова Валентина и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели во Владивосток 52 человека. Немного. Однако в ходе Великой Отечественной советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут сгорели и разбились сразу шестнадцать!

Впрочем, нашлись и счастливчики - те, кто чудом не попал на рейс-катастрофу. Например, утром 7 февраля первыми из Пушкина вылетели североморцы и с ними начальник штаба ТОФ Рудольф Голосов, которому Спиридонов разрешил навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии - им посчастливилось попасть на более ранний рейс Аэрофлота.

Около 16 часов по ленинградскому времени самолет авиации ТОФ Ту-104А вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли, самолет внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишая шанса на спасение даже чудом оставшихся в живых пассажиров.

Причины катастрофы были выяснены достаточно быстро. Разумеется, никто не скидывал со счетов теракт, однако все оказалось более чем прозаическим последствием "права сильного" - назовем происшедшее 27 лет тому назад своими именами.

В тот день шел снег, мела небольшая пурга, но полеты не отменили! Переждать непогоду было не с руки всем - и вип-начальству, и экипажу, отсидевшему без семьи в готовности номер один в летной общаге всю неделю сборов. Потому что впереди были большие советские праздники: 23 февраля и 8 марта, к которым нужно было скорее доставить по домам подарки!

Все офицеры и адмиралы ТОФ за неделю сборов в северной столице страны отоварились дефицитом, которым в СССР было все: одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Кормовой отсек "тушки" вместе с креслами полностью занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой (в моду входили первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны) и даже писк шика - югославские и чешские мебельные гарнитуры-стенки. Не забудем - флот вез с учений сотни килограммов планшетов, карт, схем - все это совсекретно и опечатано в огромных металлических сейфах и пеналах весом под тонну!

В итоге перед взлетом Ту-104А командующего ТОФ оказался перегруженным (а полагалось по аэрофлотовским правилам всего-то по 20 кг багажа на пассажира!) - перегруженным, судя по всему, по личному разрешению комТОФ. Куда смотрел командир экипажа - понятно без слов: кто же на флоте перечит начальству?

Положение усугубилось и тем, что "экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета". Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки.

Виноватых не назначали

Родственникам сказали, что тела опознаны и нужны вещи, в чем погибших хоронить. 10 февраля семьи погибших вылетели из Владивостока в Ленинград, похороны состоялись 12 февраля. Вечером после похорон все улетели домой. По просьбе родственников всех погибших похоронили в Ленинграде на Серафимовском кладбище, кроме генерал-лейтенанта авиации Павлова, останки которого жена увезла в Киев, и супругов Макаренко, похороненных во Владивостоке.

Семьям погибших выдали по тысяче рублей на взрослого человека и по пятьсот - на детей. Вышло постановление о назначении персональных пенсий союзного значения вдовам адмиралов и генералов. Семьям предложили выбрать для проживания любой город СССР. В Ленинград (ныне Санкт-Петербург) уехали 26 семей. Другие выбрали Москву, Владивосток, Киев, Севастополь.

Лишь много лет спустя на Серафимовском кладбище Петербурга появился мемориал. Раньше на стеле было выбито: "Военным морякам-тихоокеанцам", а на могилах сиротились скромные таблички с ФИО - даже без званий! Недавно о ставшем причиной катастрофы "адмиральском" перегрузе подзабыли и на памятнике добавили: "Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года" - а также выбили православный крест.

Список военных моряков-тихоокеанцев, погибших 7 февраля 1981 года:

1. Спиридонов Эмиль Николаевич, адмирал;
2. Павлов Георгий Викторович, генерал-лейтенант авиации;
3. Сабанеев Владимир Дмитриевич, вице-адмирал;
4. Тихонов Василий Федорович, вице-адмирал;
5. Белашев Виктор Григорьевич, вице-адмирал;
6. Постников Василий Сергеевич, контр-адмирал;
7. Николаев Виктор Антонович, контр-адмирал;
8. Рыков Владимир Васильевич, генерал-майор авиации;
9. Корбан Владимир Яковлевич, контр-адмирал;
10. Коновалов Владимир Харитонович, контр-адмирал;
11. Митрофанов Феликс Алексеевич, контр-адмирал;
12. Леонов Геннадий Федорович, контр-адмирал;
13. Чулков Джемс Константинович, контр-адмирал;
14. Пирожков Рэмир Иванович, контр-адмирал;
15. Данилко Степан Георгиевич, генерал-майор авиации;
16. Махлай Виктор Петрович, контр-адмирал;
17. Пивоев Владимир Ильич, капитан 1 ранга;
18. Бережной Виктор Павлович, капитан 1 ранга;
19. Прокопчик Анатолий Васильевич, капитан 1 ранга;
20. Асеев Владислав Петрович, капитан 1 ранга;
21. Туробов Юрий Николаевич, капитан 1 ранга;
22. Волк Саул Григорьевич, капитан 1 ранга;
23. Морозов Владислав Игнатьевич, капитан 1 ранга;
24. Цыганков Владимир Дмитриевич, капитан 1 ранга;
25. Лобачев Юрий Григорьевич, капитан 1 ранга;
26. Погосов Борис Погосович, капитан 1 ранга;
27. Чеканский Казимир Владимирович, полковник м/с;
28. Граф Евгений Григорьевич, капитан 1 ранга;
29. Делибатаньян Артур Арович, подполковник;
30. Подгаецкий Георгий Васильевич, капитан 2 ранга;
31. Сорокатюк Владимир Дмитриевич, подполковник;
32. Инюшин Анатолий Иванович, подполковник;
33. Бабкин Анатолий Иванович, капитан 3 ранга;
34. Субботин Виталий Алексеевич, майор;
35. Науменко Сергей Иванович, капитан;
36. Рупасов Михаил Николаевич, капитан;
37. Зубарев Валентин Иосифович, старший лейтенант;
38. Послыхалин Владимир Александрович, старший лейтенант;
39. Шевченко Геннадий Геннадьевич, старший лейтенант;
40. Барсов Анатолий Владимирович, старший лейтенант;
41. Акентьев Александр Николаевич, старший лейтенант;
42. Вахтеев Анатолий Иванович, прапорщик;
43. Амельченко Борис Иванович, мичман;
44. Дворский Виктор Степанович, старший матрос.


Комментарий

Рудольф Голосов, вице-адмирал в отставке:


- Даже во время Великой Отечественной войны не было такого случая, чтобы в одночасье погибло все военное командование флота. Не стало опытнейших офицеров, непросто было найти им замену. И я думаю, катастрофа во многом изменила судьбу флота.

Я тоже должен был быть в том самолете, но за час до вылета отпросился у командующего и улетел в Североморск, проведать дочь...

Борис Демин, подполковник запаса, в 1981 году - секретарь парторганизации авиадивизии, в которую входил Ту-104А Спиридонова:

- Самолет был старый, планировалось, что его вскоре будут списывать. И экипаж на нем подобрался предпенсионный, то есть опытный. Перед трагедией командир экипажа подполковник Анатолий Инюшин жаловался на партсобрании: помогите совладать с нарушениями, которые допускает в полетах на самолете начсостав флота. Но сам он в загрузку Ту-104 не вмешался: кому охота вступать в пререкания с начальством перед дембелем? Хотя загрузились с нарушениями - хвост утяжелили. В чем вина нового бортинженера экипажа - он пришел перед полетом. Нужно было на время взлета перегнать всех пассажиров в нос корабля: ну, сели бы на колени друг к другу адмиралы, потеснились бы... И это решение должно было быть очевидно для командующего авиацией флота. Который промолчал вслед за Инюшиным, видимо, надеясь на авось.

В гибели самолета и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, человеческий фактор, внезапное усиление ветра. Кстати, рассказывают, что после катастрофы вся полоса была засыпана апельсинами: много их везли из Питера в Приморье погибшие офицеры... А протокол того партсобрания у меня сразу после катастрофы изъяли...

Послесловие. Завтра один из центральных телеканалов покажет свою версию катастрофы 7 февраля 1981 года. Расскажут ли нам о вине в гибели 52 приморцев главных тогдашних флотских начальников? Ведь "стрелочниками" по итогам расследования были назначены только погибший экипаж и командир транспортного авиасоединения, в которое входил несчастный борт Ту-104А...

Акт расследования. Катастрофа Ту-104А авиации ТОФ в районе а/п Пушкин

* Тип происшествия: катастрофа.
* Дата: 7 февраля 1981 г.
* Страна: СССР.
* Место происшествия: Ленинградская область, окрестности военного аэродрома близ г. Пушкин.
* Тип ВС: Ту-104А.
* Регистрация ВС: СССР-42332.
* Авиакомпания: ВМС СССР.
* Описание. Самолет Ту-104А авиации ТОФ с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э. Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток, разбился сразу после взлета с военного аэродрома Пушкин. Вскоре после отрыва на высоте около 50 м самолет вышел на критические углы атаки, потерял скорость, завалился вправо, с большим креном рухнул на землю, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту. Расследованием установлено, что самолет был перегружен и имел заднюю центровку, выходящую за рамки допустимого диапазона. Попав в условия умеренного сдвига ветра, неустойчивый самолет свалился.
Вернуться к началу Перейти вниз
Акакий
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 83
Дата регистрации : 2010-03-20

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   06.06.10 23:49

Значит Качинский не первый "большой начальник", который прославился своим вмешательством в производство полётов со столь значимыми жертвами.
Приоритет не у него, однако он перепрыгнул командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова по числу жертв.
На счету Спиридонова 44 человека из них 16 - это адмиралы и генералы.
На счету пана Качинского 96 человек - почти всё руководство и страны и посредники между Богом и людьми.
Кто следующий?
Интересно, в книге Гинеса не фиксируются такие достижения?
Тогда на памятнике нужно написать что-то.

_________________
- Царь...
- Царь... очень приятно
- Очень приятно (шучу, конечно)
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   07.06.10 1:49

В количестве погибших -44, Вы ошиблись. Читайте внимательно- их 52...
Вернуться к началу Перейти вниз
Федотов АС
Скромный участник
Скромный участник
avatar

Сообщения : 24
Дата регистрации : 2010-03-13
Возраст : 66
Откуда : Светлогорск Калининградская область

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   07.06.10 5:31

Делибатаньян Артур Арович в начале 70 годов был сташим штурманом 710.Хороший был дядька-царствие ему небесное.
А командующий авиацией ДКБФ Павловский получил внеочередную(3)генральскую звезду-как первым бобежавшему к рухнувшему ТУ-104.
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   15.07.10 18:38

Федотов АС пишет:
Делибатаньян Артур Арович в начале 70 годов был сташим штурманом 710.Хороший был дядька-царствие ему небесное.
А командующий авиацией ДКБФ Павловский получил внеочередную(3)генральскую звезду-как первым бобежавшему к рухнувшему ТУ-104.
НАФС ВВС ТОФ п/п-к Марков и Артур Арович (справа) в бытность его ЗГШ ВВС ТОФ. (А знаменитый глобус до сих пор стоит в кабинете Начальника МА ТОФ, только что его видел там)С уважением .П. Левшов
Вернуться к началу Перейти вниз
Петрович
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 94
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 65
Откуда : Луганск

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   16.07.10 0:39

Делибатаньян Артур Арович в начале 70 годов был сташим штурманом 710.Хороший был дядька-царствие ему небесное.
А командующий авиацией ДКБФ Павловский получил внеочередную(3)генеральскую звезду-как первым подбежавшему к рухнувшему ТУ-104.

НАФС ВВС ТОФ п/п-к Марков и Артур Арович (справа) в бытность его ЗГШ ВВС ТОФ. (А знаменитый глобус до сих пор стоит в кабинете Начальника МА ТОФ, только что его видел там)

Ребята, спасибо за фото! У меня не сохранилось ни одной фотографии Артура Аровича. За годы службы под его началом ни одного плохого слова от него не слышал. Только благодаря Артуру Аровичу оформил и получил 2-ой класс в походе на ТАКР "Минск" в 1979 году!!! Он очень этим гордился, что даже в море можно получать класс без всякой волокиты. Кроме меня тогда класс получили ещё несколько человек. Отличный был мужик, НАСТОЯЩИЙ!!!
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   16.07.10 19:20

Петрович пишет:
Ребята, спасибо за фото! У меня не сохранилось ни одной фотографии Артура Аровича. За годы службы под его началом ни одного плохого слова от него не слышал. Только благодаря Артуру Аровичу оформил и получил 2-ой класс в походе на ТАКР "Минск" в 1979 году!!! Он очень этим гордился, что даже в море можно получать класс без всякой волокиты. Кроме меня тогда класс получили ещё несколько человек. Отличный был мужик, НАСТОЯЩИЙ!!!
Уважаемый Петрович. Если возможно, разместите на этой странице свои фото из домашнего архива. Страна должна знать своих Героев (это без всякой иронии). Очень хотелось бы увидеть фото знакомых Новонежинцев.
Вернуться к началу Перейти вниз
Петрович
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 94
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 65
Откуда : Луганск

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   16.07.10 23:57

Павел, я фотографии размещаю в теме "фото и видео на любые темы". Там многие из наших ребят тех лет службы. Смотрите.
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   17.07.10 11:03

Петрович пишет:
Павел, я фотографии размещаю в теме "фото и видео на любые темы". Там многие из наших ребят тех лет службы. Смотрите.
Спасибо, Петрович, обязательно ознакомлюсь с фото. С уважением, Павел.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 689
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 66
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   23.01.16 0:28

К 7 февралю 1981 г.:
http://fordevind.com.ua/2/503-gibel-na-vzlete-kod-tragedii.html
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Гибель всего командования ТОФ   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Гибель всего командования ТОФ
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Морская авиация :: Mорская авиация и флот-
Перейти: