Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 Кто нами командовал

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
На страницу : 1, 2  Следующий
АвторСообщение
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Кто нами командовал   12.03.10 19:02

Командиры полка  и ОВЭ:
1 05.58-05.60 Литвинов Владимир Антонович
2 05.60-08.61 Колобров Василий Александрович
3 08.61-02.68 Журавлев Павел Антонович
4 02.68-11.71 Сафонов Владимир Дмитриевич
5 11.71-11.74 Никитин Артур Александрович
6 11.74-11.77 Смирнов Владимир Александрович
7 11.77-03.78 Поповнин Петр Владимирович
8 03.78-11.81 Никольский Юрий Иванович
9 11.81-06.84 Артамонов Александр Александрович
10 06.84-08.87 Иващенко Сергей Яковлевич
11 08.87-11.89 Серженко Владимир Павлович
12 11.89-12.91 Рубанов Владимир Иванович
13 12.91-06.95 Федоров Сергей Аркадьевич
14 06.95- Фарахов Тахир Зиангирович

В ОВЭ

1 08.83-12.85 Рубанов Владимир Иванович
2 12.85-10.88 Федоров Владимир Николаевич
3 10.88-11.91 Сапрунов Юрий Афанасьевич
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   26.03.10 20:26

Очень интересно.Если бы ещё добавить список замов: по лётной подготовки по ИАС, начальников штабов и замполитов!
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   10.07.10 19:18

Посмотрел в своих материалах по 41-му иап ТОФ, Литвинов В.А. командовал полком в перид с 1953-1954 гг. Проверю расшифровку инициалов, но думаю что Владимир Антонович.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   18.07.10 2:02

Сергей пишет:
Посмотрел в своих материалах по 41-му иап ТОФ, Литвинов В.А. командовал полком в перид с 1953-1954 гг. Проверю расшифровку инициалов, но думаю что Владимир Антонович.
К сожалению я не помню его имени-отчества. Знаю, что он бывший истребитель, участник боёв.
Оставил очень хорошую память у тех, кто служил у него. Именно он занимался формированием 710 полка ПЛО.
Были трудные времена, общая неустроенность, однако он мог донести до нас задачу и не был формалистом.
Кроме него я служил под командованием Колоброва и Журавлёва.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   18.07.10 2:08

Я советовался с Павлом Левшовым, пришли к мнению, что это один и тот же человек. К сожалению у меня нет ни его фотографий, краткой биографии.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   30.07.10 18:10

Было бы интересно увидеть список командующих авиацией ТОФ и какие-то биографические сведения о них.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   31.07.10 0:55

http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=73.30
Здесь ребята постарались и информация уже выложена. Осталось только перенести ее,если в этом есть необходимость
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   31.07.10 1:20

Это материал Павла, думаю что он может продублировать здесь, это было бы правильно.
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   31.07.10 11:32

Действительно, этот материал выкладывал я, но в нем нет нескольких командующих. Попробую восполнить этот пробел.

Вот представляю фактического первого начальника ВВС МСДВ - комдива Л. И. Ликифорова. (Фактический, потому, что до него морской авиацией на ДВ руководили:
- до 1933г. руководство ВВС МСДВ осуществлял помощник командующего Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армией по ВВС комбриг В. Н. Лопатин (из Хабаровска).
- Добролеж Александр Георгиевич. командир 28 тбаб, Воздвиженка, - старший авиационный командир ВВС МСДВ в 1932-1933гг, репрессирован в 1938г. ).

30.04.1933г. была введена должность помощника командующего МСДВ по авиации, который являлся начальником ВВС флота. На нее был назначен комдив Л. И. Никифоров



(К сожалению найти более качественного фото мне не удалось).

Его краткая биография, весьма традиционная для старших военных руководителей того периода:

НИКИФОРОВ Леонид Иванович
(1896 -1938),
комдив (1935).
Русский. Член ВКП(б) с сентября 1917г.
Родился в августе 1896г. в г. Одессе в семье рабочего судоремонтного завода. Учился, по не окончил приходскую школу. С двенадцати лет стал работать подручным слесаря, а через несколько лет -слесарем-машинистом.
В 1915 г. призван в армию и направлен в запасный батальон при Гатчинской авиационной школе.
В 1916г. зачислен в школу авиамотористов в. Гатчине, которую окончил в начале 1917г.
После Февральской революции 1917г. избран членом ротного комитета.
В марте 1917г. направлен на стажировку на авиационный завод в г. Петроград, откуда в начале июня того же года убыл в 6-й авиационный дивизион 6-й армии Румынского фронта.
Во время октябрьских событий 1917г. председатель ревкома 6-го авиадивизиона. В этой должности находился до сентября 1918г. Последний чин в старой армии - унтер-офицер.
В Красной Армии с февраля 1918г.
Участник Гражданской войны. Воевал на Южном, Западном и Юго-Западном фронтах в составе авиации 7-й и 14-й армий.
В годы войны занимал должности: в 1918-1919гг. - комиссар 2-й Орловской авиагруппы и 50-го авиаотряда.
В 1920г. комиссар Воздушных сил 7-й и 14-й армий.
После Гражданской войны занимал крупные командные должности в ВВС РККА.
В 1921 - 1924гг. - комиссар Воздушных Сил Киевского военного округа и 2-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи, комиссар Воздушных Сил Западного фронта.
В 1925г. окончил курсы при высшей школе летчиков-наблюдателей и был назначен помощником начальника ВВС Сибирского военного округа.
С ноября 1927г. - начальник ВВС Среднеазиатского военного округа, а с августа 1928 г. - Кавказской Краснознаменной армии.
С августа 1930г. - начальник и комиссар ВВС Морских Сил Балтийского моря.
В июле 1932г. был откомандирован в Осоавиахим СССР.
С апреля 1933г. - помощник командующего Морскими Силами Дальнего Востока по авиации - начальник ВВС МСДВ.
Арестован 15 января 1938г. Военной коллегией Верховного Суда СССР 23 мая 1938 г. по обвинению в принадлежности к военному заговору приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 23 мая 1938 г.
Определением Военной коллегии от 10 ноября 1956 г. реабилитирован. Награжден орденом Ленина (1936 г.).
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 56
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   31.07.10 12:48

В дополнение к предыдущему сообщению размещаю информацию по комдиву Добролежу А. Г. Который до апреля 1933г. был старшим авиационным начальником в ВВС МСДВ:

Вот (предположительно) его фото



ДОБРОЛЕЖ Александр Григорьевич (или Георгиевич)
(1897г. - 26.08.1938г.)
Военный летчик.
Участник Гражданской войны.
Родился в 1897г. с. Преображенка (нынеБуденовского р-на) Орджоникидзевского края, русский, член ВКП(б),
обр. среднее.
Служба в РККА:
В 1927г. командир 15 окорао ВВС СКВО
В 1929г. командир 51 тбаэ 11 тбаб МВО (г. Воронеж)
С 1932г. командовал 19 (28) авиабригадой Авиации МС ДВ
Комбриг с 28.11.1935г. (Приказ НКО СССР № 2488)
В 1938г. - слушатель Академии Генерального штаба РККА;
прож. в Москве: Б.Трубецкой пер., д.18, к.412.
Арестован 10.5.1938. Приговорен ВКВС СССР 26.8.1938 по обв. в участии в к.-р. террористической организации.
Расстрелян 26.8.1938г.
Реабилитирован 14.7.1956г.
Если у кого-либо имеется дополнительная информация, прошу поделиться. С уважением, Павел.
Вернуться к началу Перейти вниз
ВВВ
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 78
Дата регистрации : 2010-03-10
Возраст : 66
Откуда : Сызрань

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   10.08.10 23:45

Евгений Иванов из ОБС Новонежино пишет в связи с этим:

Евгений Иванов
Привет, Васильевич! Я пришел в ОБС в августе 1981 (накануне катастрофы Селиверстова). Командиром был Карманов Виктор Григорьевич, НШ- Шумов Леон Федорович, зампотех-Шелганов Игорь Лукич. До этого командиром был Бедзюк (тесть Артамонова АА). Шумов уволился где-то в 1988, после него НШ-Жур Валерий Иосифович.После Карманова где-то в 1989 командиром стал Вшивков Виктор Леонидович (пришел с академии), он потом быстро перевелся в полк связи во Владик. После него из Веселого (Крым)пришел Соловьев Сергей Иванович.В июне 1994 я уволился. Еще информацию подкину позже, сейчас горим, жара, дежурим по поводу пожаров.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 9:25

Фотография из семейного архива Калинина В.П., летчика МА ТОФ, с комментариями П. Левшова.

Это фото сделано не позднее мая 1955г. В центре снимка в первом ряду - начальник штаба ВВС ТОФ генерал-майор авиации Невзоров Петр Павлович. Правее его командующий ВВС ТОФ ГСС генерал-лейтенант авиации Канарев Виктор Павлович. Во втором ряду третий справа - заместитель командующего ВВС ТОФ ГСС генерал-майор авиации Мироненко Александр Алексеевич, а второй слева командир 105 авиационного корпуса ВВС ТОФ ГСС генерал-майор авиации Корзунов Иван Егорович.
Более пристальные исследования этого фото и ряда других дали возможность уточнить, что второй слева во втором ряду - это ГСС генерал-майор авиации Гуляев Сергей Арсентьевич, командир 589 (130) мтад ВВС 5-го ВМФ.



Последний раз редактировалось: Сергей (14.10.10 1:08), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 9:34



Канарёв Виктор Павлович – командир 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии подполковник.

Родился 10 (23) марта 1907 года в городе Коканд ныне Ферганской области (Узбекистан). В 1925 году окончил 9 классов школы. Работал статистиком Ферганского областного земельного отдела в Коканде.

В армии с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков (ВАШМЛ). В 1929-1932 – лётчик-инструктор Севастопольской ВАШМЛ, в 1932-1936 - лётчик-инструктор Ейской ВАШМЛ. В декабре 1936 года окончил Высшую лётно-тактическую школу (г.Липецк). Служил командиром авиаэскадрильи в ВВС Балтийского флота.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира отедельной морской разведывательной авиаэскадрильи ВВС Балтийского флота. Совершил несколько боевых вылетов на МБР-2.

С февраля 1941 года командовал авиационным полком ВВС Черноморского флота.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-августе 1942 – командир 119-го морского разведывательного авиационного полка (ВВС Черноморского флота). Полк на гидросамолётах МБР-2 участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Новороссийска. В августе 1942-августе 1943 – командир 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (ВВС Черноморского флота). За это время полк на бомбардировщиках и торпедоносцах Ил-4 уничтожил 8 транспортов, подводную лодку, танкер, 8 барж и катеров, 24 самолёта противника. Командир полка В.П.Канарёв лично совершил 74 боевых вылета (57 - на гидросамолёте МБР-2 и 17 - на бомбардировщике Ил-4).

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года гвардии подполковнику Канарёву Виктору Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№3806).

В 1944 году окончил Высшие академические курсы ВВС и ПВО при Военно-морской академии. С апреля 1944 года – командир 1-й (с мая 1944 – 2-й гвардейской) минно-торпедной авиационной дивизии (ВВС Черноморского флота). До ноября 1944 года дивизия под его командованием участвовала в боевых действиях на Чёрном море.

После войны продолжал командовать дивизией. В 1946-1947 – начальник штаба ВВС Черноморского флота. В 1949 году окончил Военную академию Генштаба. В 1949-1950 вновь начальник штаба ВВС Черноморского флота. В 1950-1953 – командующий ВВС 5-го военного морского флота (г.Владивосток), в 1953-1955 – командующий ВВС Тихоокеанского флота. В 1956-1957 – заместитель начальника кафедры морской авиации Военно-морской академии. С 1957 года – на работе в Морском научно-техническом комитете ВМФ. С апреля 1961 года генерал-лейтенант авиации В.П.Канарёв – в отставке.

Жил в Москве. Умер 5 июня 1965 года. Похоронен на Кладбище Коммунаров в Севастополе.

Генерал-лейтенант авиации (1951). Награждён 2 орденами Ленина (1944, 1952), 3 орденами Красного Знамени (1940, 1942, 1947), орденами Ушакова 2-й степени (1944), Отечественной войны 1-й степени (1942), Красной Звезды (1944), медалями.

Именем Героя названа улица в городе Коканд.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 9:39



Корзунов Иван Егорович - командир эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка 63-й бомбардировочной авиационной бригада Военно-воздушных сил Черноморского флота, майор.

Родился 3 мая 1915 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина) в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. Учился на рабфаке при Московском инженерно-экономомическом институте. Работал на Московском лесопильном заводе.

В Военно-Морском Флоте с 1934 года. В 1936 году окончил Ейскую военную школу лётчиков и летнабов морской и сухопутной авиации имени И.В. Сталина. С ноября 1936 года служил пилотом в 71-й скоростной бомбардировочной бригаде. В апреле 1938 года переведён в 40-й бомбардировочный авиационный полк (впоследствии 40-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков) 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, служил там старшим лётчиком, с мая 1941 года - командиром звена.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. В составе полка участвовал в исключительно тяжелых налётах на бомбардировки нефтепромыслов в Плоешти и военно-морских баз румынского флота в Констанце и в Сулине. Поддерживал сухопутные войска и силы флота при обороне Одессы, Севастополя, Кавказа. С мая 1942 года командовал эскадрильей.

Командир эскадрильи пикирующих бомбардировщиков 40-го бомбардировочного авиаполка (63-я бомбардировочная авиабригада ВВС Черноморского флота) майор Корзунов И.Е. к апрелю 1943 года совершил 191 боевой вылет на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года за успешное командование эскадрильей, героизм и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, майору Корзунову Ивану Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1049).

В мае 1943 года И.Е. Корзунов был назначен помощником командира 40-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков по лётной подготовке и воздушному бою, а в августе 1943 года назначен командиром этого полка, в котором вырос из лётчика в выдающегося командира. Во главе полка участвовал в Новороссийско-Таманской наступательной операции и в боевых действиях по захвату и удержанию Керченского плацдарма в Крыму, а также вёл напряжённую боевую работу по срыву морских перевозок врага. Полк за период командования им И.Е. Корзунова потопил 16 транспортов, 1 тральщик, 57 быстроходных десантных барж, 7 сторожевых катеров, 2 торпедных катера, 33 сухогрузных баржи, 2 мотобота и 1 плавкран, а также уничтожил 290 единиц бронетехники и автомашин врага, разрушил 22 портовых сооружения, в воздушных боях сбито 6 вражеских самолётов.

С марта 1944 года И.Е. Корзунов командовал 13-й авиационной дивизией пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота, которая принимала активное участие в Крымской и Ясско-Кишинёвской наступательных операциях советских войск. Только в Крымской операции лётчики дивизии совершили 668 боевых вылетов, потопив при этом 11 транспортов, 1 танкер, 7 быстроходных десантных барж, 1 сухогрузную баржу, повредив ещё свыше десятка кораблей врага и сбив 12 самолётов.

Сам И.Е. Корзунов совершил за годы войны 258 боевых вылета, лично потопив 25 кораблей и судов противника. Был ранен. За выдающиеся подвиги и умелое руководство авиационным соединением в августе 1945 года представлен командующим ВВС Черноморского флота и командующим Черноморским флотов к награждению второй Золотой Звездой Героя Советского Союза. Однако в Наркомате ВМФ СССР награда была заменена на орден Нахимова.

После войны И.Е. Корзунов продолжал службу в военно-морской авиации ВМФ СССР. До 1947 года командовал 13-й бомбардировочной авиационной дивизией ВВС Черноморского флота. С ноября 1947 года - командир 88-й дальней бомбардировочной авиационной дивизией ВВС Черноморского флота. Окончил Академические курсы ВВС и ПВО при Воено-морской академии имени К.Е. Ворошилова. С июля 1950 года - командир 55-го авиационного корпуса. С ноября 1950 года - командир 105-го авиационного корпуса в ВВС 5-го ВМФ (Тихоокеанский флот).

В 1955 году окончил Высшую военную академию имени К.Е. Ворошилова (Военная академия Генерального штаба). С февраля 1956 года - командующий ВВС Северного флота. С марта 1966 года - заместитель командующего ВВС ВМФ СССР.

Воинские звания:

полковник - 25 августа 1944 года,

генерал-майор авиации - 11 мая 1949 года,

генерал-лейтенант авиации - 18 февраля 1958 года,

генерал-полковник авиации - 16 июня 1965 года.

Генерал-полковник авиации Корзунов И.Е. скончался 29 октября 1966 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён орденом Ленина (1943), 4-я орденами Красного Знамени (1942, 1942, 1944, 1946), орденами Нахимова 1-й степени (1946), Ушакова 2-й степени (1944, № 23), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды (1949), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (1944), "За оборону Одессы", "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа".

Постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1967 года посёлок Луостари Мурманской области был переименован в Корзуново. Имя Героя Советского Союза Корзунова И.Е. было присвоено судну Министерства рыбного хозяйства.


Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 9:46




Мироненко Александр Алексеевич - командир 13-го истребительного авиационного полка (9-я штурмовая авиационная дивизия ВВС Балтийского флота), майор.

Родился 19 апреля 1918 года в селе Яхники ныне Лохвицкого района Полтавской области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Образование высшее.

В ВМФ с 1937 года. Окончил в 1940 году Ейское военно-морское авиационное училище.

Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Участвовал в обороне Таллина, Ленинграда, освобождении Эстонии и города Таллина, в боях в Восточной Пруссии и Померании, в освобождении города Кёнигсберга.

К маю 1944 года майор Мироненко совершил 629 успешных боевых вылетов на прикрытие своих самолётов, кораблей и баз. В 32 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 4 самолёта противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4015) майору Мироненко Александру Алексеевичу присвоено 22 июля 1944 года.

Всего за годы войны совершил 752 боевых вылета, в которых лично сбил 20 и в группе 10 вражеских самолётов.

В 1948 году окончил Военно-морскую академию, в 1969 — ВАК при Военной академии Генштаба. Служил на Дальнем Востоке командиром авиадивизии, авиакорпуса ПВО, в составе которого было 15 полков МиГ-15, МиГ-17, четыре из которых приняли участие в Корейской войне 1950—1952 годов. С мая 1956 года в течение 15 лет руководил Военно-Воздушными силами Черноморского флота. C февраля 1971 года в Центральном аппарате ВМФ. Три с половиной года работал начальником штаба авиации ВМФ, а с 5 августа 1974 года в течение восьми лет осуществлял руководство авиацией Военно-Морского флота. С сентября 1982 года в течение пяти лет работал в Научно-техническом комитете ВМФ.

31 декабря 1987 года ушел в отставку в звании генерал-полковника авиации. Умер 17 июля 1999 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 2).

Заслуженный военный лётчик СССР, кандидат военно-морских наук. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденами Ушакова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.

Из воспоминаний А.А. Мироненко

Окончив в 1936 году десятилетку в Краснодаре, я поступил учиться в Военно-механический институт в Ленинграде.

Но по призыву «Комсомолец — на самолет!» отправился навстречу неизведанному, чтобы стать военным летчиком.

Летом 1937 года я оказался в городе Ейске в авиаучилище, которое готовило летные кадры всех профилей для военно-морского флота. А море я очень любил. И тут-то произошло неожиданное: больше всего мне пришлись по душе истребители, хотя я и начинал теоретическое обучение на морских самолетах. Так я стал крылатым моряком, любя обе эти стихии.

После трех лет учебы, летом 1940 года, я получил профессию истребителя и, воспользовавшись своим лестным для курсанта правом выбора флота, оказался (а точней, остался) на Краснознаменном Балтийском флоте в составе ВВС. Летал я еще на самолетах И-15 «бис».

В то время в Европе уже пылало пламя Второй мировой войны, и нам было понятно, что рано или поздно придется воевать с немецким фашизмом. Поэтому все мои мысли были направлены на то, чтобы подготовить себя к будущим боям. Тем более что у нас оказались прекрасные учителя-практики, которые в 1936—1937 годах повоевали в Испании.И мы имели возможность — хотя и не-гласно — получить от них некоторые весьма важные, рекомендации по ведению воздушных боев с фашистскими истребителями Ме-109. К моменту нападения фашистов я, казалось на своем истребителе готов решать любые задачи, но выяснилось, что со многими из них, к сожалению, нам пришлось встретиться впервые!.. Кроме того, за три дня, до начала войны меня назначили командиром звена, и мне пришлось заниматься вводом в строй своих летчиков уже в ходе выполнения реальных боевых задач.

Все годы войны, с первого до последнего ее дня, мне довелось провести на Ленинградском фронте, начиная с подступов к главной базе флота, которая была в Таллине, и кончая, всеми Прибалтийскими республиками, затем Восточной Пруссией, Померанией — и еще далее на запад по ходу наступления наших войск.

7 июля 1941 года, базируясь в районе военно-морской базы Хаапсалу и прикрывая три эскадренных миноносца, я, в паре со своим ведомым лейтенантом Марковым, вступил в первый бой с тремя Ю-88, пытавшимися атаковать наши корабли. Противник, будучи выше нас на 300 - 500 м и имея преимущество в скорости, заставил меня строить свой маневр на срезании курса, используя форсированный режим мотора. В итоге мне удалось выйти на перехват ведущего и зажечь оба его мотора. Ю-88 рухнул прямо на островок Муху.

Однако и мой мотор, будучи полностью перегретым, отказал. Надо было идти на посадку к берегу. Но профиль его не обеспечивал безаварийного приземления. Посадка же самолета И-15 «бис» с неубирающимися шасси небезопасна. Сел я с тремя «кульбитами», разбив самолет. Сам отделался ушибами ног.

На другой день, 8 июля, командир нашей эскадрильи, герой Финской войны, майор Анатолий Нефедов повел нас на первую штурмовку немецкой мотомеханизированной колонны, вышедшей из Пярну на север, и получил тяжелое ранение в голову.

Пришлось командира эвакуировать на И-15 «бис» за бронеспинкой в фюзеляже, а Эскадрилье улететь на регламентные работы под Ленинград. Вернулись наши ребята 12 июля, уже в Таллин — на аэродром Лагсберг. Там мы находились до сдачи города фашистам. Никогда не забуду тяжелых сентябрьских воздушных сражений 1941 года, когда Гитлер, стремясь уничтожить корабли Балтийского флота, прислал специальную группу летчиков-пикировщиков. Это были самолеты Ю-87, Ю-88 и Ме-110. Действия их были приурочены к первому штурму города.

Мы базировались после прилета из Таллина на единственном аэродроме в Кронштадте — Бычье поле и вошли в состав 71-го истребительного авиационного полка на самолетах И-153 («чайка») под командованием Алексея Коронца.

8 сентября 1941 года противнику удалось захватить город Шлиссельбург. Используя этот успех, гитлеровцы первую атаку (самолетами Ю-87, Ю-88 и Ме-110) провели в течение 6 суток, с 12 по 17 сентября. Но не добились ощутимых результатов.

Мы же всем составом своей группы (36 И-15 «бис») с подвеской на самолете четырех фугасных авиабомб под прикрытием 36 «чаек», где ведущим бил Алексей Коронец, наносили в этот период бомбо-штурмовые удары по войскам и технике, сосредоточенным в пушкинских парках.

Особо удачными и результативными были наши удары 12 сентября, когда нам удалось разгромить руководство фашистских войск и нарушить управление ими, после чего противник в панике стал отступать и вышел на ту линию фронта, которая и продержалась 900 блокадных дней. За эти успешные и весьма Эффективные действия вся наша группа летчиков была награждена боевыми орденами Красного Знамени, а мы с Алексеем Коронцом, как ведущие групп, получили по ордену Ленина.

Но награды — наградами, а проза боевой нашей жизни была очень суровой. Еще более жестоким был второй «залет» группы фашистских асов — 21, 22, 23 сентября 1941 года.

Противнику на этот раз удалось серьезно повредить линкоры «Марат», «Октябрьская революция», несколько других кораблей. Однако и на этот раз им не была решена главная задача: корабли Балтийского флота продолжали оказывать существенную помощь своей артиллерией советским стойко оборонявшимся войскам — буквально до конца войны.

Эскадрилья, которой мне фактически пришлось командовать с октября 1941 года, принимала активное участие в прикрытии кораблей Ладожской флотилии, снабжавших Ленинград. А с 3 декабря 1941 года, когда начала действовать дорога по льду озера, вошедшая в историю, как «Дорога жизни», наши летчики, не щадя себя, участвовали в развернувшихся в воздухе ожесточенных сражениях. «Дорога жизни», действовавшая 144 дня, спасла Ленинград от голода и холода!

Совершив свыше 400 боевых вылетов на старой авиатехнике (И-15 «бис», И-16) и сбив 7 фашистских самолетов, с января 1943 года я был назначен командовать 12-й отдельной эскадрильей, оснащенной самолетами МиГ-3, а с мая 1943 года, в возрасте 25 лет и в звании капитана, пришлось принять 13-й авиаполк, вооруженный самолетами Як-7б, ЛаГГ-3. Это было большое доверие молодому командиру. И тут еще — новый коллектив и новые задачи.

Наиболее сложной; из этих задач было прикрытие истребителями ударных самолетов Ил-2, Пе-2, торпедоносцев А-20ж.

Но при всех этих трудностях моя боевая работа и здесь, в 13-м авиаполку сложилась удачно.

За год летчикам моего полка удалось сбить 178 самолетов противника (преимущественно истребителей) и ко Дню Военно-Морского флота получить наименование 14-го гвардейского полка. А мне 22 июля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В то время мой боевой счет составлял 16 самолетов противника, сбитых лично, и 5 — в группе. А к концу войны он был доведен до 30 побед (20 лично и 10 в группе).

Три раза меня сбивали. Три раза я на посадках делал вынужденные «кульбиты». 7 раз приходилось садиться на одно шасси из-за повреждений в бою систем выпуска шасси на Як-7...

Были и другие аварийные ситуации. Но все это осталось позади.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 10:08

Комментарии от П.Левшова.



Этот снимок сделан до 1958г. На нем засняты:
В первом ряду слева-направо: первый - ГСС полковник Трушкин Василий Федорович, пятый - генерал-майор авиации Башкиров Михаил Кириллович,седьмой - командующий ВВС ТОФ генерал-майор авиации Томашевский Александр Николаевич, девятый - начальник штаба ВВС ТОФ генерал-майор авиации Епишин Александр Сергеевич.
Во втором ряду третий слева (правее офицера в очках) - ГСС полковник Ковальчук Иван Иванович (предположительно)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 10:14



ГСС, Ковальчук Иван Иванович, выпускник Ейского училища 38 г.

http://flot.com/publications/books/shelf/motherlandsons/106.htm

Герой Советского Союза (1945), полковник, морской летчик.

Родился 18 января 1918 г. в с. Павловка ныне Калиновского р-на Винницкой обл. (Украина) в семье крестьянина. Украинец.

Окончил Винницкий медицинский техникум.

В ВМФ с 1936 г. Окончил в 1938 г. Ейское военно-морское авиационное училище.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. В годы войны – штурман эскадрильи 30-го разведывательного авиаполка ВВС Черноморского флота. К сентябрю 1944 г. капитан И.И. Ковальчук совершил 285 боевых вылетов для нанесения бомбовых ударов по аэродромам, портам и переднему краю обороны противника. По его разведданным потоплено несколько вражеских транспортов и боевых кораблей противника. Лично уничтожил 5 танков, 7 артиллерийских батарей. Звание Герой Советского Союза присвоено 6 марта 1945 г.

После войны продолжал службу в авиации ВМФ. В 1955 г. окончил авиационный факультет Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова.

В 1957 г. полковник И.И. Ковальчук был уволен в запас.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.

Имя Героя увековечено в мемориале обороны Севастополя.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 10:26

Штаб ВВС КТОФ 60-х годов.



Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 10:31

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 10:36

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 10:40

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 20:18

Немного из истории о руководстве ВВС ТОФ. Период с апреля 1945 г. по фефраль 1950 г.



Евгений Преображенский - биография

Родился 22.06.09 г. в селе Благовещенье Вологодской области, в семье сельского учителя. Русский. Окончил три курса Череповецкого педагогического техникума.
В РККА с 1927 г. В декабре 1927 г. поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, которую окончил в марте 1929 г. Сразу же поступил в Севастопольскую высшую школу красных морских лётчиков. В первый самостоятельный полет его выпустил командир отряда авиашколы Молоков В.М.
После окончания авиашколы с июля 1930 г. служил младшим летчиком 62-й отдельной авиационной эскадрильи, а с декабря 1931 г. исполнял обязанности командира воздушного корабля.
В июне 1932 - июне 1933 гг. учился на Курсах усовершенствования командного состава при ВВА им. Жуковского.
С июня 1933 г. - командир авиаотряда 121-й авиационной эскадрильи, с июня 1936 г. - командир 25-й авиационной эскадрильи, с апреля 1938 г. - помощник командира 1-го мтап.
Участвовал в советско-финской войне. Был помощником командира 1-го мтап, а с декабря 1939 г. - командиром 57-го бап ВВС БФ. Награжден орденом Ленина.
Член ВКП(б) с 1940 года.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром 57-го бомбардировочного авиаполка 8-й бомбардировочной авиабригады ВВС Балтийского флота.
Ранним утром 24.06.41 г. на выполнение первой боевой задачи - уничтожение немецкого морского десанта, обнаруженного в двадцати милях севернее Либавы, в полном составе вылетели 1-й мтап и 57-й бап. К сожалению, разведданные оказались не точными, морской десант противника летчиками обнаружен не был, и тогда все семьдесят бомбардировщиков и торпедоносцев нанесли удар по запасной цели - порту Мемель, где базировались немецкие корабли. На аэродром не вернулись два самолета.
С 26.06.41 г. и до конца месяца 57-й бап наносил бомбардировочные удары по аэродромам Финляндии, на которых базировались самолеты 5-го воздушного флота Люфтваффе, бомбил пушечный завод в Турку.
30.06.41 г. участвовал в уничтожении немецкой переправы через Даугаву.
В первой половине июля в интересах Северо-Западного фронта 57-й бап наносил бомбовые удары по танковым и механизированным войскам противника в районе Луги, Осьмино, Кингисеппа, Гдова, озера Самро.
13.07.41 г. полк участвовал в разгроме вражеского конвоя в составе сорока вымпелов, идущего с войсками, вооружением и боеприпасами из Лиепаи в Ригу. Шесть транспортов были потоплены и четыре повреждены.
22.7.41 г. полковник Преображенский был назначен командиром 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й баб ВВС БФ.
Преображенский очень быстро освоился со своей новой должностью - его в полку еще не забыли. Личный состав верил своему у командиру, который, в отличие от прежнего, сам успешно водил эскадрильи на бомбардировки боевых порядков немецких войск, рвущихся к Ленинграду. Под его командованием 1-й мтап наносил бомбовые удары в интересах сухопутных частей главным образом по боевым порядкам противника в районах Пскова, Порхова, Гдова и Луги. Бомбил танковые колонны, артиллерию и скопления немецких войск на крупных магистралях.
29.07.41 г. по приказу Ставки ВГК на базе 1-го мтап ВВС БФ была создана авиагруппа особого назначения, командиром которой был назначен полковник Преображенский.
Двухдневные сборы по подготовке к новому заданию проводили в лесу, в трех километрах от аэродрома Беззаботное. Штаб авиагруппы особого назначения разместился в доме лесника, летчики и штурманы жили в палатках, по звеньям. Из Москвы, из штаба военно-воздушных сил ВМФ, прилетели флагманские специалисты для проведения занятий с летным составом.
2.08.41 г. тринадцать бомбардировщиков авиагруппы во главе с полковником Преображенским прибыли на аэродром Кагул на острове Сааремаа.
Летчики и штурманы готовились к удару по Берлину. Занятия проводили командир авиагруппы и флагманский штурман.
Особое внимание полковник Преображенский обратил на изучение целей. Каждому самолету он выделил военный объект, с тем, чтобы как можно шире рассредоточиться над Берлином и охватить бомбардировкой весь город.
5.07.41 г. авиагруппа особого назначения была полностью готова к выполнению боевой задачи. К этому времени из Беззаботного в Кагул прилетели оставшиеся семь самолетов.
В ночь с 5 на 6.08.41 г. пять бомбардировщиков во главе с капитаном Ефремовым совершили пробный полет по маршруту, который, в общем, закончился успешно, хотя один самолет и разбился во время посадки.
Первый удар по Берлину было решено нанести в ночь на восьмое августа.
7.08.41 гг. в 21.00 тринадцать советских бомбардировщиков взлетели с аэродрома Кагул на острове Саремаа и взяли курс на Берлин.
Из тринадцати советских бомбардировщиков к Берлину прорвались пять, остальные отбомбились по Штеттину.
На следующий день по Берлину был нанесен второй удар. Его, как и все последующие, возглавлял полковник Преображенский.
10.08.41 г. в целях распространения опыта первых полетов были проведены занятия с летным и техническим составом авиагруппы на темы: «Взлет самолета с большой нагрузкой» (полковник Преображенский), «Ориентировка в сложных метеоусловиях и вождение самолета по приборам» (капитан Хохлов), «Маневрирование в зоне зенитного огня» (капитан Ефремов), «Эксплуатация самолета и мотора в дальних полетах» (военинженер 2-го ранга Баранов).
13.08.41 г. полковнику Преображенскому Евгению Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 530.
5.09.41 г. состоялся последний, девятый налет морской авиагруппы особого назначения на Берлин.
За месяц авиагруппа особого назначения совершила девять налетов на Берлин. Тридцать три советских бомбардировщика достигли цели, пятьдесят три - нанесли удары по военным объектам в глубоком тылу противника. Погибло восемь экипажей.
6.09.41 г. оставшиеся самолеты авиагруппы вернулись на аэродром Беззаботное.
Вскоре 1-й минно-торпедный авиаполк, пополненный техникой и людьми, включился в боевую работу по защите Ленинграда.
Летные экипажи наносили удары по обстреливавшим город артиллерийским батареям противника, уничтожали его живую силу и технику на линии фронта, топили боевые корабли и транспорты в Финском заливе и Балтийском море, ставили мины на морских фарватерах.
16.09.41 г. воздушная разведка полка донесла, что на станции Кириши обнаружено большое скопление войск и техники противника. На выполнение боевого задания вылетело шесть бомбардировщиков 1-го мтап. Отбомбились они удачно, но на отходе от цели были атакованы истребителями противника и были сбиты все, один за другим. Из-за линии фронта сумел вырваться лишь экипаж капитана Борзова.
24.10.41 г. «огненный» таран совершил Герой Советского Союза капитан Гречишников.
9.01.42 г. во время бомбардировки Луги самолет полковника Преображенского был поврежден зенитным огнем, и ему пришлось идти на вынужденную посадку. Их искали трое суток и уже потеряли надежду…
Приказом наркома ВМФ № 10 от 18.01.42 г. 1-й мтап был преобразован в 1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк Балтийского флота. Поэт Н. Браун и композитор В. Витлин в честь первогвардейцев написали строевую песню.
Летчикам 1-го гмтап иногда приходилось сбрасывать в глубоком тылу врага не только бомбы, но и диверсионные разведгруппы.
В апреле 1943 г. полковник Преображенский был назначен начальником штаба ВВС Северного флота.
24.07.43 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
В 1943 г. он был награжден вторым орденом Красного Знамени, а в 1944 г. - третьим орденом Красного Знамени и орденом Красной Звезды.
В сентябре 1944 г. генерал-майор авиации Преображенский был назначен исполняющим обязанности командующего ВВС СФ. Внес большой вклад в организацию боевой деятельности авиации Северного флота при защите своих и союзных морских коммуникаций, а также в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции.
В ходе этой операции ВВС СФ произвели 8900 самолетовылетов и потопили 197 плавединиц, в том числе 20 транспортов и более 20 боевых кораблей, сбили в воздушных боях над конвоями 56 самолетов противника. Бомбоштурмовыми ударами они уничтожили 138 автомашин, 50 повозок, более 2000 фашистских солдат и офицеров, 14 складов, подавили огонь 10 артиллерийских, 3 минометных, 36 зенитных батарей.
5.11.44 г. генерал-майору авиации Преображенскому было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. За умелое руководство ВВС СФ в ходе Петсамо-Киркенесской операции он был награжден орденом Суворова 2-й степени.
В ноябре 1944 г. наступательные действия советских войск в Заполярье на сухопутном фронте закончились. Но борьба с врагом на морских коммуникациях Севера, главным образом борьба с фашистскими подводными лодками, продолжалась до конца войны. Только за четыре месяца 1945 г. авиаторы Северного флота 460 раз вылетали на поиск и уничтожение вражеских подлодок.
В апреле 1945 г. генерал-лейтенант авиации Преображенский был назначен заместителем командующего ВВС Тихоокеанского флота.
Участвовал в советско-японской войне.
25.08.41 г. воздушно-десантная группа под командованием Преображенского приводнилась в одной из бухт Порт-Артура (Люйшунь) и водрузила над городом советский флаг.
Осенью 1945 г. генерал-лейтенант авиации Преображенский был награжден четвертым орденом Красного Знамени.
С февраля 1946 г. - командующий ВВС ТОФ, с мая 1947 г. – командующий ВВС 5-го ВМФ.
В 1948 г. он был награжден пятым орденом Красного Знамени и орденом «Государственное Знамя» 1-й степени КНДР.
С февраля 1950 г. - командующий авиацией ВМФ СССР.
27.01.51 г. ему было присвоено воинское звание генерал-полковник авиации.
В 1953 г. награжден третьим орденом Ленина.
С июля 1955 г. - заместитель главкома ВМФ - командующий авиацией ВМФ СССР, с мая 1962 г. - в распоряжении главкома ВМФ, с августа 1962 г. - военный консультант группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
29.10.63 г. умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Имя Героя присвоено 33-му Центру боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации и рыболовецкому траулеру.
Герой Советского Союза (13.08.41). Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Красной Звезды и медалями, орденом «Государственное Знамя» 1-й степени КНДР.
Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 21:59

Из семейного архива Калинина В.П. Фотографии командного состава ВВС ТОФ, 50-е годы.



Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 22:07

Вернуться к началу Перейти вниз
Сергей
Популярный участник
Популярный участник
avatar

Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-07-10
Возраст : 67
Откуда : Москва

СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   05.10.10 22:17

Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Кто нами командовал   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Кто нами командовал
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 2На страницу : 1, 2  Следующий

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Морская авиация :: Наши командиры-
Перейти: