Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 Служба в 710 полку в пятидесятых-шестидесятых годах

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 80

СообщениеТема: Служба в 710 полку в пятидесятых-шестидесятых годах   18.04.10 23:41

Когда я в 1958 году попал в полк, мне было всего 21 год.  Возраст матросов срочной службы отличался незначительно. Некоторым, из-за отсрочек было даже больше.
Срок службы для плавсостава было 4 года, для остальных – 3 года. Причём, из них один год они учились в ШМАС-е, на шестом километре во Владивостоке.  Там, кроме общевойсковой подготовки им вдалбливали основы электротехники, радиотехники, кое-что из матчасти. При этом, совершенно не учитывалось наличие/отсутствие схожего гражданского образования, а также проявление интереса к специальности. Таким образом, радиотехники могли попасть в строевую часть, а каменщикам и трактористам приказывали считаться радистами.  Им же эта радиотехника в голову не лезла. Из ШМАС-а они попадали к нам совершенно обалдевшие от такой учёбы, а настоящая учёба начиналась в полку. Это я говорю о радистах.
Оружейникам и механикам по планеру и двигателям не требовалась столь интеллектуальная подготовка, там всё проще.
В училище нам говорили, что в части нам тоже придётся узнать много нового и не нужно стесняться поучиться даже у матросов-старослужащих.
Ну, в первой части всё правильно…
Молодым матросам вначале было трудно научиться работать и это вызывало понимание и сочувствие у старослужащих, ибо они тоже прошли через это. Их учили, направляли, поправляли, когда надо. Всякое бывало. Служба никогда мёдом не была, но всё укладывалось в рамки установленных правил.
В ТЭЧ самую квалифицированную часть работы по ремонту и снятию параметров, чаще делали офицеры  и наиболее подготовленные матросы.
За выполненную работу в авиации обязательно расписывались двое. Один из них считался контролирующим. Практически не было возможности по- настоящему всё контролировать, ибо матросов было недостаточно.Часто офицеры-техники в это же время были заняты такой  же работой на другой аппаратуре или на другой машине. Поэтому нужно было научить подчинённых работе и доверять им. Но всем тоже нельзя доверять, поэтому принцип доверяй, но проверяй были не пустыми словами.  Иначе говоря, нужно было знать: кому и в какой мере можно что-то доверить. И не требовать от них того, к чему они не были подготовлены.В своей работе офицеры опирались на помощь старослужащих. Им это импонировало и, как правило, они старались передать свой опыт.
Обращение соподчинённых офицеров друг к другу было по имени и отчеству. К матросам обращение было всегда на ВЫ. Они обращались к офицерам как положено: «Товарищ лейтенант/ капитан».  Панибратства не было, но не было излишнего формализма.Нарушение дисциплины чаще проявлялись в выходные дни. Случались выпивки и самоволки, были конечно и срывы психики.
Моё личное мнение, что надо было разрешать им время от времени расслабляться, а не обнюхивать их при возвращении с увольнения, если он нормально стоит на ногах. Я имею ввиду выходные дни. Воспитательная работа, мобилизующего плана, конечно, ложилась на офицеров, а вот использование дисциплинарных прав офицерами полностью не исключалось, но не котировалось. За них в этом плане пахали младшие командиры.  С них  требовали и даже наказывали, если они уклонялись от этого. Наиболее действенным наказанием были наряды вне очереди, когда их лишали возможности отдохнуть. На это хватало прав командиров отделения.
Гауптвахта, хоть и считалась наказанием, но фактически страдала вся группа, которая лишалась работника, а матрос был избавлен от работ в тяжёлых погодных условиях.
Только тогда можно было рассчитывать на дисциплину в подразделении, когда матрос подчиняется беспрекословно своему непосредственному начальнику – командиру отделения. Младших командиров собирали отдельно и не сношали при подчинённых.Конечно, не всегда всё было гладко, но работа с людьми никогда не была лёгким делом.Очень отвратительным, я до сих пор считаю отвлечения специалистов от работ,  для производства которых, их готовили столько времени. Матросы должны были ходить в наряды.
После обеда, когда старый наряд ещё не сменился, а новый готовился заступить из семи человек по списку, иногда и троих не было. Некому было работать на технике! Специалисты по электронике в это время чистили картошку, разгружали что-то, стояли у тумбочки, мыли полы, а на технике их нет!
Матросы даже в кочегарке работали зимой. Работа в ЦК (центральная кочегарка), конечно, не то, что на улице в пургу, но ведь учили их столько времени не для этого. 

В большинстве армий мира эти занимаются наёмные работники.Вот я много раз повторил выражение СТАРОСЛУЖАЩИЕ, но ни разу не сказал ДЕДЫ.
У нас их просто не могло быть. Ведь после трёх лет службы редко кто был старше 21 лет. 
Удивительно, что сейчас ДЕДОМ может стать после одного года службы, у которого  и растительность на
лице не оформилась. Так пушок какой-то как у телушки на пи..душки - а он уже ДЕД.
Несмотря на превратности военной службы отношения между офицерами и матросами в нашей группе были скорее товарищескими. Мы делали одно и то же дело, обеспечивали безопасность полётов, и осознание этого налагало определённую  ответственность. 

Большую заслугу в создание такой атмосферы играла личность моего начальника группы, Шевченко Ивана Степановича. Он своим примером учил нас, молодых офицеров. Он говорил, что матросы отбывают срок не за преступления и не по своей воле они здесь, а поэтому должны  быть обеспечены всем, что им полагается. Когда обеспечишь, тогда и требуй с них. 
Случалось ехать с Сухой Речки и по причине поломок не успевали добраться домой в тот же день. Конечно, покупали за свои деньги в попутном магазине, что бог послал и ели все вместе. По-другому даже как-то дико было бы. Осудили бы товарищи. 
 Это я вспомнил Русский остров, где тоже были офицеры всех рангов, а матросы умирали голодной
смертью. Никто из них не выполнил своих прямых обязанностей. Как выродилось наше племя!
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Служба в 710 полку в пятидесятых-шестидесятых годах
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Общие темы :: Вопросы и проблемы военной службы-
Перейти: